Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Эта слегка видоизмененная программа-минимум для всего мужского населения планеты была сформулирована еще в Вавилонском Талмуде. Если с деревом и сыном все более или менее понятно, то к строительству дома многие представители сильной половины человечества порой подходят с излишним усердием.
Разумеется, далеко не каждый мужчина — строитель, однако фразу «построить дом» почти все воспринимают буквально и с удовольствием… дают «ценные» советы мастерам, обратившись в специализированные компании.
Клиент всегда прав?
Ох уж этот западный маркетинг! О том, что клиент всегда прав, даже если неправ, убедительно рассказывают самые прогрессивные зарубежные маркетологи, мягко намекая, что только убежденный в своей правоте (и безнаказанности) клиент согласится выложить за товар или услугу запрошенную цену. Возможно, в отношениях «купи-продай» такой подход действительно работает, но он совершенно бесполезен, когда речь заходит о строительстве жилья, его надежности и конструктивной безопасности. Увы, далеко не все клиентские фантазии можно реализовать без вреда для объекта.
Как работать с такими неуместными предложениями и возражениями? Здесь самым лучшим аргументом станут действующие ГОСТы и СНиПы. Многие поколения инженеров и проектировщиков уже все рассчитали до нас. Рассчитали, описали и систематизировали. Ваш клиент хочет обойтись без несущей стены? Будьте убедительны, ознакомьте фантазера с документацией, объясните как можно доходчивей, чем грозят такие конструктивные вариации.
Заказчик хочет сэкономить на материалах, выбирая то, что подешевле и не заботясь о необходимых запасах? Не стесняйтесь объяснять, чем чревата такая экономия, почему нельзя сделать цемент пожиже, а потолки пониже.
Сам себе проектировщик
Еще одна весьма распространенная проблема — это желание клиента самостоятельно спроектировать будущее жилье. Одно дело, когда заказчик от руки на тетрадном листочке набрасывает приблизительный план дома, указывая желаемый метраж, расположение комнат, дверей и окон. Совсем другое, когда клиент приносит такой вот план и настаивает на том, чтобы бригада приступила к строительству, взяв за основу расчеты, сделанные вот так, «на коленке». Как правило, если результат не отвечает ожиданиям заказчика, претензии он все равно предъявляет строителям, забывая, что дом-то строился по его «эскизу»
Чтобы избежать подобного недопонимания и последующего за ним выяснения отношений, лучше всего еще на этапе составления и заключения договора обговаривать наличие разработанного профессионалами индивидуального проекта или строительства по типовому проекту, предлагаемому компанией-застройщиком.
Внимательное отношение к каждому клиенту, умение грамотно предложить действительно качественные услуги — это показатель высокого профессионализма. Однако не стоит забывать, что ответственность за результат несет прежде всего сам застройщик, а потому в его интересах вовремя подсказать заказчику правильное решение и предложить наилучший вариант.