5 декабря 1945 года пять торпедоносцев “Avenger” вылетело с авиабазы Форт-Лодердейл, что во Флориде. Это был обычный курс переподготовки для летчиков ВМС США, который включал в себя полет по контрольным точкам, учебное бомбометание и возвращение на базу. Пилоты получают команду, самолеты отрываются от земли... И больше никогда на нее не возвращаются.
Знаменитый случай получил широко распространенное название «Звено 19». Командовал звеном лейтенант Чарльз Тейлор, опытный пилот корпуса морской пехоты США. Самолеты взяли курс на восток. Маршрут был один из самых простых, просто летишь с берега до одних островов, потом меняешь курс и летишь до следующих, снова меняешь курс и летишь обратно. Погода была чудесной, и ничто не предвещало беды. Судя по переговорам летчиков, которые были слышны на берегу, звено успешно достигло контрольной точки и осуществило учебное бомбометание. Доклады на базу, правда, они не осуществляли, но персонал Форт-Лодердейла курил бамбук в предвкушении рождественских праздников, и поэтому они положили большой и толстый болт.
Через пару часов летевший мимокрокодил лейтенант Роберт Фокс с той же авиабазы засек переговоры звена. По ним стало ясно, что у командира звена 19 накрылись средства навигации, и похоже что они заблудились. Тейлор сообщил Фоксу о том, что он над архипелагом Флорида-Кис, но у него забарахлили компасы и он не может проложить курс до базы. Фокс говорит, мол, развернитесь так, чтобы солнце было слева, и летите по прямой на север, не промахнетесь. Дело в том, что архипелаг Флорида-Кис находиться южнее и немного западнее, собсна, Флориды. Дело происходило во второй половине дня, и солнце уже начинало склоняться к закату. Соответственно, полет на север неминуемо привел бы звено к суше, но этого не случилось.
Управление полетами Форт-Лодердейла принимает сообщение Фокса о бедах у звена. Они оперативно извещают одно из спасательных подразделений по соседству, и те посылают спасательные самолеты. Через некоторое время связистам удается выйти на Тейлора, и тот грустно сообщает им, что все, мы заблудились окончательно. Потом он включает аварийный радиомаяк, но операторы радаров не видят его на своих индикаторах. Тейлор сообщает, что они будут лететь на северо-восток, дабы понять, в Мексиканском заливе они, или нет. Через некоторое время радисты засекают короткий спор между пилотами о правильности действий ведущего, потом снова тишина. База поддерживает связь с Тейлором, но она неустойчивая, ибо кубинские радиопередачи засирают весь эфир. Несколько раз они предлагают ему перейти на аварийную частоту, но командир звена не соглашается, потому что иначе он не сможет связываться со своими ведомыми. Связь становится все слабее и слабее, а Чарльз Тейлор упрямо ведет самолеты на северо-восток, в тщетной попытке найти берег. В семь вечера звено слышат по радио в последний раз. В восемь вечера, по расчетам с авиабазы, у самолетов кончается топливо, и дальнейшая их судьба остается окутана мраком.
Но если вы думали, что с пропажей пяти самолетов непруха закончилась, то вы глубоко ошибаетесь. Около восьми часов вечера один из самолетов-спасателей, PBM-5 Mariner, перестает выходить на связь. А в девять вечера в Береговую Охрану США поступает сообщения от танкера, экипаж которого наблюдал горящий и падающий самолет. К месту падения добирается второй Маринер, который ничего не находит. Подошедшие чуть позже корабли Береговой Охраны так же остаются с носом. В указанных координатах экипаж танкера якобы наблюдал масляное пятно и обломки, но поиски не подтвердили их показаний. Ближе к 11 вечера погода начинает портиться, но второй Маринер продолжает поиски в безуспешных попытках найти место приводнения Звена 19. В конце концов они возвращаются на базу с минимальным запасом горючего и лишь горестно разводят руками.
На следующее утро организовывается масштабная поисковая операция с привлечением сотен самолетов и нескольких десятков кораблей. Все пять пропавших торпедоносцев были оборудованы средствами плавания, а в них лежали запасы еды, воды и сигнальных ракет. Экипажи вполне могли продержаться около двух суток. В теории. На практике же радиопеленг аварийного маяка не дал никаких результатов, визуальный поиск так же. Обломки пропавшего Маринера так же не удается обнаружить. Поиски идут по инерции еще неделю, а потом начинают сходить на нет. В итоге всех членов экипажей торпедоносцев и Маринера объявляют пропавшими без вести. Начавшееся расследование так и не установило причину пропажи самолетов и по сей день.
Народ же придумал много версий произошедшего, но самой правдоподобной является та, в которой виной всему считают человеческий фактор. Мол, Тейлор запаниковал, перепутал Багамы (которые находятся южнее и восточнее Флориды) с островами Флорида-Кис (которые, соответственно, находятся южнее и западнее Флориды). Сдуру подумал, что компас его поломался и начал уводить самолеты дальше в Атлантику. Радиопеленг, который велся во время переговоров, подтверждает правдивость теории, т.к. по нему самолеты находились значительно севернее и восточнее родной авиабазы.
Верующие в НЛО и теорию плоской Земли утверждают, что виной всему является плохая аура местности (Бермудский треугольник). За 75 лет инцидент оброс самыми невероятными подробностями и спекуляциями. В частности, утверждалось следующее: пилоты докладывали на базу о странных атмосферных явлениях, о некоем зеленом тумане и других феноменах. Странно, что сюда Ктулху не приписали.
Конспирологи считают, что все это было неким подобием Филадельфийского эксперимента, а власти скрывают.
На сегодняшний день этот инцидент является одним из самых странных и загадочных в истории авиации. Обломки не найдены и по сей день, и уже вряд ли когда-нибудь будут подняты из пучины морской. О причинах произошедшего мы уже, скорее всего, не узнаем, и, как говорится, «истина где-то там».
Автор - Тарас Артемов