Найти в Дзене
Iren Adler

А был ли Брежнев? Часть 3

Оглавление
Коллаж автора
Коллаж автора

«Белое солнце пустыни» (1970)

Из свободных источников
Из свободных источников

Существуют две версии о роли Брежнева в судьбе этого фильма. Правда, пролог обеих совпадает один в один.

1-я версия. Комиссия Госкино предъявила режиссеру очень много претензий, внеся около тридцати замечаний. Чтобы это все поправить, нужно было полностью переснять многие сцены. Владимир Мотыль категорически от этого отказался и фильм ждала незавидная участь – пылиться «на полке». И опять помогла счастливая случайность. Леонид Ильич еще с молодости был большим поклонником американских вестернов и для него осенью 1969 года заказали из-за океана несколько новых фильмов. Но по какой-то причине они вовремя не пришли, и Брежневу предложили посмотреть советский фильм, тоже с ковбойскими штучками, но с красноармейцами и басмачами вместо шерифов и ковбоев. От фильма Брежнев пришел в полный восторг. Очень понравились ему эпизоды с драками, пришлась по душе и песня. Закончив смотреть картину уже за полночь, он позвонил председателю Госкино СССР тов. Романову: «Хорошее кино снимаешь! Утерли нос американцам, молодцы. А почему фильм не в прокате?» Романов вначале даже не понял, о каком фильме идет речь. Уточнил название – он эту картину даже не смотрел. С утра пораньше Романов примчался в Госкино, просмотрел фильм и дал указание пустить его в прокат после трех незначительных поправок.
2-я версия. По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию этого фильма из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов. Для разрешения этого вопроса он обратился к Брежневу. Леонид Ильич поинтересовался, что это за фильм и почему для этого нужно его распоряжение, так как он об этом фильме вообще не слышал. После этого Брежнев запросил фильм для личного просмотра.

Ну а потом, как у всех: ... Благодаря личному распоряжению Брежнева.... Но здесь не бьется одна деталька. Как можно запросить одну из копий, если фильм уже лежал в архиве и копий для его выпуска на широкий экран никто не планировал. И вообще, откуда космонавт Леонов узнал о существовании такого фильма?

Теперь нырнем в историческую хронологию работы над фильмом.

14 сентября 1967 года сценарий картины под новым рабочим названием «Пустыня» было предложено включить в тематический план на 1968 год. В январе 1968 года начались пробы. 24 июля 1968 года начались уже сами съёмки фильма на «Ленфильме». Сразу после этого съёмочная группа отправилась в первую командировку в Дагестан на натурные съемки. В ноябре 1968 года с натурой было закончено, и начались павильонные съемки. В январе 1969 года закончились павильонные съёмки, а также запись музыки и песни. 15 января 1969 года экспертная комиссия обвинила режиссёра в профессиональной непригодности — материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Надо отдать должное, что в задержке съемок был виноват и сам Мотыль. По воспоминаниям самих участников съемки в съемочной группе не было никакой дисциплины и творился полный бардак. Фильм, уже снятый на две трети, был законсервирован на 4 месяца.
Вот тут уже вмешалось Министерство финансов. Обнаружив в отчете Госкино списание суммы в 300 тыс. рублей, на которую можно было купить 30 легковых автомобилей "Волга", Минфин пришел в ярость. При всей своей любви к Партии и партийной цензуре, чиновники из Минфина всё же больше любили цифры. Они подкинули денег на завершение фильма и пригрозили оставить всех киношных чиновников без премиальных и чаевых, если к концу года фильм не будет готов. Те отреагировали мгновенно, и
18 мая 1969 года всю съёмочную группа срочно выпнули на натурную досъёмку фильма, но теперь уже на восточный берег Каспийского моря. В сентябре 1969 года съёмки завершились. 18 сентября 1969 года состоялась приёмка картины. Её отсмотрел директор «Мосфильма» Владимир Сурин. Он остался недоволен качеством и не подписал акт о приёмке. Но над киностудией висел дамоклов меч Минфина и реальное наказание уже на большую сумму. 14 декабря 1969 года для создателей и руководства в ленинградском Доме кино состоялась ограниченная премьера картины. Там же было принято решение о выпуске фильма на большой экран в 1970. Но приёмная комиссия все же наказала режиссера и присвоила картине 2-ю категорию проката. 30 марта 1970 года в Москве состоялась премьера фильма. В прокате 1970 года фильм занял 2-е место — 50 миллионов зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова) Это при том, что "Освобождение" шло во всех больших залах.

Леонид Ильич не требовал выпуска фильма на экраны, так как фильм уже шел, но на вторых экранах. Многие просто путают или не знают, что Леониду Ильичу привозили фильмы только 1-ой категории проката. Не возить же ему фильмы второй категории, коих было очень много, зачастую сереньких и не представляющих никакой художественной ценности. Высшие партийно-хозяйственные элиты СССР такие фильмы не смотрели. Народ тоже не был лопоухим и на вторых экранах предпочитал смотреть зарубежные фильмы.

«Джентльмены удачи» (1971 год)

Из свободных источников
Из свободных источников
Первая версия: В общем сотрудники милиции отнеслись к сценарию будущего фильма благосклонно, а министр внутренних дел Николай Щёлоков хохотал над фильмом до слёз. Однако из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Леонид Брежнев. Он дал добро, заметив, что сегодня все блатные термины из этого кино знает любой мальчишка.
Вторая версия: Чиновникам Госкино очень не понравился блатной жаргон, часто используемый по ходу фильма, а также романтизация образов преступников, которые выглядели смешными и совсем не страшными. Не считая, конечно, «Доцента». И в судьбу этого фильма также вмешался Леонид Ильич. Привез картину на дачу Брежнева его зять, полковник Чурбанов, служивший в МВД. Вместе они и смотрели этот фильм, при этом Чурбанов комментировал отдельные его эпизоды. И спустя несколько месяцев после этого «дачного просмотра», фильм увидели миллионы зрителей. Время все расставило по своим местам. Успех картины был ошеломляющим.

Зять Брежнева, полковник Чурбанов, служивший в МВД комментировал отдельные эпизоды фильма? Чего же он там не понял? Совсем плох был? Народ, вы же не думаете, что Леонид Ильич Брежнев был тупее нас, которым никаких комментариев при просмотре этого фильма не требуется?

Только из-за одного этого нет никакого желания проводить расследование.

«Пираты ХХ века» (1980)

Афиша фильма из свободных источников.
Афиша фильма из свободных источников.
Фильм, удачно проскочивший цензуру Госкино, затормозило начальство из ЦК ВЛКСМ. Смутили комсомольских лидеров сцены жестокости и насилия, во многих из которых использовались приемы карате, находящегося в нашей стране в те годы на полулегальном положении. И комсомольские вожди испугались: фильм «не наш»! Выпустить фильм в прокат так и не решились и отправили его в хранилище.
Просмотрев в один из выходных дней у себя на даче этот залихватский боевик, в котором «наши» отважно расправились с врагами, Брежнев удивился, почему этот фильм не показывают людям. Сразу после этого, фильм сняли «с полки» и отправили в прокат. Так началось его триумфальное шествие по экранам страны. И опять благодаря Брежневу…

Государственная комиссия Госкино СССР, которая допустила фильм к показу, вдруг стала его согласовывать с ЦК ВЛКСМ и становиться перед ним на четвереньки? Вроде бы фильм не про комсомол, да и все действующие лица в фильме далеко не комсомольского возраста. Такую ерунду могли выдать люди, для которых, наверное, горком комсомола был высшей инстанцией.

Надо сказать, что Председатель Госкино СССР был номенклатурой лично товарища Суслова Михаила Андреевича – члена ЦК КПСС и второго человека после Брежнева, отвечающего за идеологическую чистоту помыслов всего народонаселения страны. Поэтому какое-то там тяфкание со стороны ЦК ВЛКСМ значения не имело. Да и вся идеология комсомола состояла в одной фразе: "Партия сказала – надо! Комсомол ответил – есть!" И потом - Министерство финансов СССР стояло на страже каждой копейки недополученной в казну государства. Фильм может принести доход, а тигру в зоопарке не докладывают мяса он вдруг где-то валяется? Да у нас товарищи в Африке не кормленные.
К тому же, никто из актеров или создателей фильма ни о каком вмешательстве ЦК ВЛКСМ не вспоминал .

Резюме

По моему мнению, добрая половина историй о фильмах, спасенных Брежневым, находится на совести недобросовестных рассказчиков. И потом, после того, как нам поведали сколько шедевров спас лично Леонид Ильич, почему нам не представили список тех фильмов, которые он лично забраковал?

Когда я немного передохну от трудов своих праведных и меня в очередной раз обуяет благородный исследовательский порыв, мы рассмотрим под микроскопом, кто это и что это за Гидра такая проклинаемая либералами "советская цензура" и как она паразитировала на шей трудового народа, разрешая ему смотреть только фильмы про сталеваров, лесорубов и монтажников-высотников. Ну еще изредка про колхозников, ведущих битву за урожай.

Часть 1 Часть 2