Я думаю, способности - это про разрешить детям идти неизвестным нам путём. Идти туда, не знаю куда. Принести то, не знаю что.
Развитие способностей, поиск таланта - в первую очередь про отпустить. Разрешить ребёнку искать себя. Потенциал - нечто неизведанное, таинственное, сокрытое. Мы как будто на пороге тайны.
Можем ли мы знать, что нас ждёт за этой дверью? Точно ли надо срочно при малейшем признаке способностей искать ребёнку педагогов, записывать на курсы, строить планы? Будет ли тогда талант крыльями или станет обязанностью?
Ребёнок, у которого много чего хорошо получается, часто тащит груз родительских ожиданий и тревог.
Я была таким ребёнком. У меня были отличные способности к плаванью и лыжам. Но я не хотела побеждать, мне нравилось просто плавать и скользить. Но было принято считать, что я сама не могу видеть дальше, я же ребёнок. Ну, что я могу знать про завтра?
И вот уже люди, которые не слишком любили плавать, учили меня, как плыть быстрее. Меня отправляли на соревнования на лыжах. От меня ждал результата. Почувствуйте себя ребёнком со съехавшей шапкой, с привкусом металла во рту, ребёнка на лыжне, которому сказали, что надо победить. Ведь все хотят победить.
Так способности становятся грузом. Так мы решаем за детей.
А возможно, им никто не нужен. Им не нужен взрослый, который научит, потому что они сами умеют, они сами хотят пройти свой путь. Они хотят рисовать свои каракули на листе, а не сидеть в художке. Возможно, позже, у них появитя понимание, какой навык нужен. И тогда они будут учиться осознанно, понимая, зачем им это.
Но часто не так. Нам страшно упустить момент, мы помним про «золотой возраст», а ведь ещё такие педагоги классные. А вдруг он не научится, и талант пропадёт. Надо развиваться.
И вот уже появляется ритм, темп, в котором надо творить, надо успевать за кем-то и двигаться туда, знамо куда.
Умный взрослый знает, как лучше. Родители знают, как надо. Мало кто может подумать, что ребёнку никто не нужен для того, чтобы развивать свои способности. Трудно представить, что он может сам решить правильно, если не направлять.
А самое страшное в этом - он может ошибиться. Вдруг он упустит шанс? Вдруг он не сделает правильный выбор?
И вот уже я отправляю Агату на рисование, ведь так нужно научить, показать, как можно. Ведь я не умею. Она верит мне и ходит. Она любит педагога. Она перестаёт рисовать дома. Она начинает бояться акварель.
Но я замечаю не сразу. И потом, она же знает, что это так полезно, так правильно. Она говорит: конечно, мне нравится. Я так люблю рисовать! Я так люблю педагога!
А её собственный стиль уходит. И дело даже не в том, что нужен был другой педагог, а в том, что я решила: кто-то другой знает лучше неё. Как ей рисовать. Что ей рисовать. Когда надо начать учиться.
Сейчас мне часто присылают детские курсы по текстам, мол, Агате будет здорово. Она же пишет. И я понимаю, что пока она не хочет, не просит, пока она ищет и пишет, это её путь. Дать ей сейчас авторитетного взрослого — значит, показать, что она не настолько хороша, как могла бы быть. Дать ей программу. Инструкцию. Предположить, что она будет заниматься этим долго.
А потенциалу нужно время. Таланту надо прорасти, укорениться в чувстве собственной силы. Обрести уверенность. Нащупать своё.
Или выбрать другое. То, что тянет больше. Где, возможно, шансов меньше, но так тянет. Где нет способностей, а есть упорство и страсть. Нам страшно смотреть, нам кажется, что это единственный шанс, такая возможность. «Уж я бы на её месте!» — но нам пора перестать проецировать свои мечты на детей.
Увидеть силу ребёнка, не испугаться, а позволить вырасти, позволить раскрыться, как цветку. Не тянуть за лепестки, не лепить из тюльпана розу, а просто иногда поливать. И наблюдать.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Я думаю, способности - это про разрешить детям идти неизвестным нам путём.
21 декабря 202021 дек 2020
5
3 мин
1