- Как я могу совместить программу и то, куда тянет ребёнка? Каждый раз, когда мы садимся заниматься, я вижу тоску в глазах ребёнка. - Так пишет мне одна очень чуткая мама.
Это самая трудная задача семейного обучения. Уйти от программы туда, где мы видим потенциал, развитие, где видим творчество и талант. Страсть. Уйти от плоского заучивания и переписывания туда, куда хочется идти. Куда тянет. Да даже если не тянет, уйти от тоски.
Огромное количество семей сейчас переходит на СО, и я вижу эти радостные глаза мам. Счастливый взгляд. Непросто решиться, но какова награда!
Странно писать об этом в эпоху строго измеримых ценностей, но мне кажется, чувство свободы и радости - это та ценность, за которую стоит рискнуть.
А дальше что? Необходимость изучать программу остаётся. Пусть не сейчас, потом, в девятом классе, но она висит, как домоклов меч. И сначала кажется не страшной. Но со временем начинает сковывать.
Как развивать способности, как растить творца, если есть программа, которую надо будет освоить и сдать?
Может быть неясно, в чём здесь противорчие. Она же создавалась для развития навыков и получения знаний. Но на практике получается иначе.
Как мешает программа раскрытию способностей?
Очень просто - наша обычная школьная программа вообще на это не нацелена. Она не про способности, она про «всем одинаковое». Даже дома, когда мы вроде как можем идти своим темпом, программа диктует нам, что делать.
И если раньше у детей после школы оставалось свободное время, ещё в моём детстве на домашку уходило час времени, то сейчас родители так часто жалуются на загруженность детей, что я слышала, им даже любимые книги некогда читать. Только по программе.
Я не буду сейчас вдаваться в то, зачем это делается. Я здесь не для этого.
Мне гораздо интереснее наблюдать картину, как у родителей меняются приоритеты. Как от оценок и успеваемости взгляд перемещается на тоску в глазах ребёнка. И появляется внутренее сопртивление: зачем нам это надо?
Новенькие на СО часто спрашивают, как пройти программу. Те, кто уже практикует, всё чаще интересуются, как её обойти.
Мы хотим, чтобы глаза детей сияли. Это очень странный критерий оценки СО.
Очень странный. Почти любой учитель скажет вам, что это не критерий. Что если так оценивать, то что за знания будут у детей?
А родители хотят оценивать так. Потому что есть связь сияющих глаз и любимого дела, которым ребёнок может заниматься очень долго. Без палки. Без контроля. Если, конечно, глаза не потухли перед этим в школе.
Мне неловко говорить об этом, мамам не хочется в этом признаваться. Наступило такое время, когда мы можем делать выбор: программа или то дело, от которого ребёнок сияет.
И часто это сияние напрямую связано со способностями. Как только мы перестаём оценивать по привычной шкале успеваемости по предметам («она не любит читать» — часто имеется в виду, что она не любит читать то, что задали; «он у нас ленивый» — здесь про ребёнка, который не хочет переписывать крючочки в прописи целыми страницами); как только мы перестаём прикладывать эту шкалу успешности к ребёнку, мы сразу начинаем видеть его не через трафарет школьных предметов, а целиком.
И тогда — а для этого часто требуется время и опыт — мы понимаем, насколько программа отнимает время, забирает силы, не оставляет огня на то, что хотелось бы делать, в чём хотелось бы развиваться. И часто загруженный программой ребёнок, который знает, что «выучи, что надо, потом пойдёшь играть» — и правда хочет потом только играть, потому что просто не знает, как можно изучать что-то с удовольствием.
На сегодняшний момент для меня главный парадокс СО — это колоссальные возможности детей, которые прочно пристёгнуты ко дну якорем — необходимостью отчитаться перед государством. Как заниматься тем, что нравится и интересно, зная, что потом всё равно придётся сдавать тесты?
Как перестать беспокоиться и начать жить)
Автор статьи: Александра Чернявская.
Раскрытие способностей vs программа.
20 декабря 202020 дек 2020
6
3 мин