Найти в Дзене
Lalia

Развитие ребенка от рождения до 4 лет

Многие мамы задаются вопросами «Не поздно ли мой ребенок пошел?», «Вовремя ли он заговорил?» и др.

Не стоит переживать, если развитие ребенка незначительно отличается от развития других детей. Ведь каждый ребенок индивидуален. Но если вы заметили серьезные отличия от общепринятой нормы, следует обратиться к специалистам, в первую очередь, к неврологу.

Разберемся в том, что же должен уметь ребенок в том или ином возрасте:

1 месяц:

- Реакция на звуки;

- Пытается поднимать и удерживать голову.

2 месяца:

- Удерживает голову;

- Следит за движущимися предметами;

- Появляются хватательные движения:

- Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.

3 месяца:

- Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти, и хорошо удерживает голову;

- На руках у взрослого хорошо удерживает голову;

- Удерживает вложенный в руку предмет;

- Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.

4 месяца:

- Поворачивается со спины на бок;

- Узнаёт хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и формы);

- Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.

5 месяцев:

- Подолгу лежит на животе;

- Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук;

- Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого;

- Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;

- Хорошо берёт предметы, игрушки, тянет их в рот;

- Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует);

- Уверенно берёт погремушку, которую держат у него над грудью.

6 месяцев:

- Переворачивается со спины на живот, с живота на спину;

- Пытается садиться, самостоятельно сидеть;

- Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает;

- Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое);

- Свободно берёт погремушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

7 месяцев:

- Хорошо и много ползает;

- На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах;

- Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).

8 месяцев:

- Самостоятельно садится, сам встаёт и передвигается, держась за барьер;

- Пытается перелезть через решётку кровати;

- Умеет держать бутылочку с молоком в руках;

- Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками;

- Хватает близких за нос, волосы;

- По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.).

9 месяцев:

- Свободно сидит;

- Появились шаговые движения;

- Ходит неуверенно, держась за предметы;

- На вопрос «Где?» ищет взглядом и находит предметы независимо от месторасположения;

- Ест хлеб, который держит в руке;

- Пьёт из чашки, которую держит взрослый;

- Использует игрушки в соответствии с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладёт предметы в коробку и вынимает их).

10 месяцев:

- Ходит, придерживаясь рукой;

- Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца;

- Узнаёт на фотографии хорошо знакомые лица (маму и др.).

11 месяцев:

- Стоит самостоятельно, без поддержки;

- Играет в «Ладушки», «Сороку»;

- Пьёт из стакана;

По просьбе взрослого находит и даёт хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков);

- Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает и надевает на стержень кольца;

12 месяцев:

- Ходит самостоятельно;

- Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях;

- Самостоятельно пьёт из чашки;

- Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку.

1 год 1 месяц:

- Ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик;

- Может довольно уверенно пройти по неширокой доске;

- По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами (например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки» и пр.);

- Различает игрушки, похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.

1 год 2 месяца:

- Перешагивает через небольшие препятствия;

- Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке (например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т. д.);

- Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.

1 год 3 месяца:

- Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном;

- Снимает с ноги обувь.

1 год 4 месяца:

- Может расшнуровывать ботинок;

- Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец, двусоставную матрёшку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).

1 год 5 месяцев – 1 год 7 месяцев:

- Держит ложку;

- Развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч);

- Подбирает и раскладывает по образцу: контрастные по форме предметы (например, кубик и шар); разные по величине предметы (большой и малый шар); различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар в красную коробочку, выбрав его среди шаров синего цвета).

1 год 6 месяцев:

- Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см:

1 год 7 месяцев:

- Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, «строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).

1 год 8 месяцев – 2 года:

- Самостоятельно влезает на стул или скамейку;

- Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу;

- Пытается складывать свою одежду;

- Частично одевается, раздевается.

1 год 10 месяцев:

- Перед едой начинает мыть руки с мылом;

- Ест довольно аккуратно.

1 год 11 месяцев:

- Пользуется носовым платком, салфеткой.

2 года 1 месяцев – 2 года 2 месяца:

- Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» её и «укладывает» её спать).

2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца:

- Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).

2 года 4 месяца:

- Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.

2 года 5 месяцев:

- Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.

2 года 6 месяцев:

- Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или верёвку на высоте 20-28 см;

- Влезает на стремянку высотой 1, 5 м и слезает приставным шагом;

- Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см.

2 года 7 месяцев:

- Собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.

2 года 9 месяцев:

- Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу;

- Обнаруживает большую наблюдательность;

- Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепёшки).

2 года 10 месяцев:

- Способен сосредотачиваться на некоторое время на каком-либо занятии.

2 года 10 месяцев – 3 года:

- Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально расположенную на высоте 30-35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30-35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом;

- Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстояние 100-125 см;

- Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге;

- Может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши;

- Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому;

- Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию;

- Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого;

- Владеет карандашом.

3 года:

- Определяет количество предметов (например, 1, 2, много)

3 года 6 месяцев:

- Легче запоминает изображения предметов, чем их словесные обозначения;

- Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.

4 года:

- Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению (например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. П.).

Чтобы ребенок овладел данными навыками, его следует обучать. Многими навыками ребенок не сможет овладеть самостоятельно вовремя, а следовательно у ребенка может появиться задержка в развитии.

  • Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.