Многие мамы задаются вопросами «Не поздно ли мой ребенок пошел?», «Вовремя ли он заговорил?» и др.
Не стоит переживать, если развитие ребенка незначительно отличается от развития других детей. Ведь каждый ребенок индивидуален. Но если вы заметили серьезные отличия от общепринятой нормы, следует обратиться к специалистам, в первую очередь, к неврологу.
Разберемся в том, что же должен уметь ребенок в том или ином возрасте:
1 месяц:
- Реакция на звуки;
- Пытается поднимать и удерживать голову.
2 месяца:
- Удерживает голову;
- Следит за движущимися предметами;
- Появляются хватательные движения:
- Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.
3 месяца:
- Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти, и хорошо удерживает голову;
- На руках у взрослого хорошо удерживает голову;
- Удерживает вложенный в руку предмет;
- Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
4 месяца:
- Поворачивается со спины на бок;
- Узнаёт хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и формы);
- Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
5 месяцев:
- Подолгу лежит на животе;
- Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук;
- Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого;
- Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;
- Хорошо берёт предметы, игрушки, тянет их в рот;
- Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует);
- Уверенно берёт погремушку, которую держат у него над грудью.
6 месяцев:
- Переворачивается со спины на живот, с живота на спину;
- Пытается садиться, самостоятельно сидеть;
- Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает;
- Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое);
- Свободно берёт погремушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
7 месяцев:
- Хорошо и много ползает;
- На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах;
- Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).
8 месяцев:
- Самостоятельно садится, сам встаёт и передвигается, держась за барьер;
- Пытается перелезть через решётку кровати;
- Умеет держать бутылочку с молоком в руках;
- Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками;
- Хватает близких за нос, волосы;
- По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.).
9 месяцев:
- Свободно сидит;
- Появились шаговые движения;
- Ходит неуверенно, держась за предметы;
- На вопрос «Где?» ищет взглядом и находит предметы независимо от месторасположения;
- Ест хлеб, который держит в руке;
- Пьёт из чашки, которую держит взрослый;
- Использует игрушки в соответствии с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладёт предметы в коробку и вынимает их).
10 месяцев:
- Ходит, придерживаясь рукой;
- Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца;
- Узнаёт на фотографии хорошо знакомые лица (маму и др.).
11 месяцев:
- Стоит самостоятельно, без поддержки;
- Играет в «Ладушки», «Сороку»;
- Пьёт из стакана;
По просьбе взрослого находит и даёт хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков);
- Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает и надевает на стержень кольца;
12 месяцев:
- Ходит самостоятельно;
- Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях;
- Самостоятельно пьёт из чашки;
- Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку.
1 год 1 месяц:
- Ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик;
- Может довольно уверенно пройти по неширокой доске;
- По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами (например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки» и пр.);
- Различает игрушки, похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.
1 год 2 месяца:
- Перешагивает через небольшие препятствия;
- Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке (например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т. д.);
- Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.
1 год 3 месяца:
- Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном;
- Снимает с ноги обувь.
1 год 4 месяца:
- Может расшнуровывать ботинок;
- Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец, двусоставную матрёшку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).
1 год 5 месяцев – 1 год 7 месяцев:
- Держит ложку;
- Развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч);
- Подбирает и раскладывает по образцу: контрастные по форме предметы (например, кубик и шар); разные по величине предметы (большой и малый шар); различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар в красную коробочку, выбрав его среди шаров синего цвета).
1 год 6 месяцев:
- Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см:
1 год 7 месяцев:
- Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, «строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).
1 год 8 месяцев – 2 года:
- Самостоятельно влезает на стул или скамейку;
- Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу;
- Пытается складывать свою одежду;
- Частично одевается, раздевается.
1 год 10 месяцев:
- Перед едой начинает мыть руки с мылом;
- Ест довольно аккуратно.
1 год 11 месяцев:
- Пользуется носовым платком, салфеткой.
2 года 1 месяцев – 2 года 2 месяца:
- Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» её и «укладывает» её спать).
2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца:
- Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).
2 года 4 месяца:
- Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2 года 5 месяцев:
- Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
2 года 6 месяцев:
- Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или верёвку на высоте 20-28 см;
- Влезает на стремянку высотой 1, 5 м и слезает приставным шагом;
- Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см.
2 года 7 месяцев:
- Собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.
2 года 9 месяцев:
- Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу;
- Обнаруживает большую наблюдательность;
- Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепёшки).
2 года 10 месяцев:
- Способен сосредотачиваться на некоторое время на каком-либо занятии.
2 года 10 месяцев – 3 года:
- Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально расположенную на высоте 30-35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30-35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом;
- Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстояние 100-125 см;
- Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге;
- Может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши;
- Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому;
- Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию;
- Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого;
- Владеет карандашом.
3 года:
- Определяет количество предметов (например, 1, 2, много)
3 года 6 месяцев:
- Легче запоминает изображения предметов, чем их словесные обозначения;
- Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.
4 года:
- Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению (например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. П.).
Чтобы ребенок овладел данными навыками, его следует обучать. Многими навыками ребенок не сможет овладеть самостоятельно вовремя, а следовательно у ребенка может появиться задержка в развитии.
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.