Это вторая часть статьи о гостинице «Арктика» в Мурманске. Первая – «Гостиница Арктика. Легенда Заполярья и ее история» - по ссылке.
В этой статье я буду ругаться, поэтому, если кто-то нежно любит отельную сеть «Azimut” или готов кидаться грудью на амбразуру, защищая администрацию Мурманска, то не читайте.
Итак, вернемся к нашей героине.
До 2006 года «Арктика» жила тихой жизнью провинциальной гостиницы, чье размеренно-спокойное существование было нарушено только в 1996 году, когда к 80-летию Мурманска на ней установили часы-куранты, которые каждый час проигрывала мелодию «Я люблю мое Заполярье». Затем последовали еще десять тихих лет.
Но в 2006 году гостиницу ждало серьезное потрясение, с которого началась новая страница ее истории. «Арктика» была приватизирована и зарегистрирована как предприятие ОАО «Отель «Арктика». Учредителями выступили администрация Мурманска и ЗАО «Евразия: отели и курорты», ликвидированное в 2009 году. Половина акций гостиницы принадлежит городу. Это должно утешать. Но нет.
Пять лет, с 2009 по 2014 год, «Арктика» была закрыта на реконструкцию, а когда открылась, стала называться «Azimut Отель Мурманск».
Как пишет Википедия, целью реконструкции было повышение уровня комфортабельности и безопасности гостиницы. В здании обновили фасад и коммуникации, заменили устаревшую систему пожарной безопасности, увеличили количество лифтов. Номера стали больше и современнее. 19-этажный комплекс включает в себя 186 номеров, конференц-зал, офисные помещения, кафе и рестораны, двухуровневую парковку и несколько магазинов.
Согласно той же Вики, «реконструкция была проведена совместными усилиями AZIMUT Hotels, архитектурной мастерской Николая Лызлова и английским архитектурным бюро». Кому-нибудь формулировка «английское архитектурное бюро» кажется сколько-нибудь профессиональной? Мне – нет. Обычно за подобными формулировками хотят скрыть что-нибудь непрезентабельное.
Azimut Hotels - это российская сеть отелей, которая в 2004 году открыла свои первые объекты в Самаре, Уфе и Костроме. Теперь у них уже около 40 отелей в нескольких странах. Я не могу сказать о, этой сети ничего хорошего и ничего плохого. Кроме, возможно, отсутствия вкуса у их дизайнеров, но с кем не бывает. В конце концов, вкусы у всех разные. Может, кто-то и бьется в эстетическом экстазе от психоделического ковролина в бело-бежево-черные треугольники.
Но я не могу простить наплевательского отношения к истории.
Я не ностальгирую по СССР. Он развалился, когда мне было 11 лет, у меня нет розово-советских очков. Но 70 лет истории гостиницы, символа города, знакового места для Заполярья – это не то, что можно игнорировать. Но так думают не все. Сиюминутная выгода – это то, что правит новой российской действительностью. Сейчас важный нюанс – это не происки загнивающего Запада, это именно наша действительность. Когда делать деньги научились, а видеть на перспективу нет. Когда возводить хоромы сомнительного эстетического достоинства научились, а оглядываться вокруг – нет. Ну вы, наверное, поняли, о чем я.
Когда я узнала историю «Арктики» и пофантазировала, как бы можно было обыграть ее на современный лад при реконструкции, то в качестве основы мне сразу представился северный стиль, более известный как скандинавский. Скандинавия от Мурманска совсем недалеко. Светлое дерево теплых тонов, белые стены, зелень. Картины с изображениями старого отеля и старого Мурманска, фотографии знаменитых посетителей, возможно, их высказывания об отеле или Заполярье. Спокойно, сдержанно, с легкой ностальгией. Как-то так.
Но давайте вместе с вами пройдемся по отелю, а потом я еще немного порассуждаю. По всему отелю гулять не будем, спустимся с 16 этажа на ресепшен, потом на первый этаж и выйдем на улицу.
Начнем с номера. Он вполне типичный, как тысячи и тысячи других отельных номеров. Отличает его только… наверное, уже сами догадались? Правильно, узор на ковролине.
Номер неплох. На самом деле, в сетевых отелях номера везде такие, хоть в Мурманске, хоть в Лондоне. Суррогаты.
Хорошая ванная комната с душевой кабиной без поддона и длинной полкой над раковиной. Мне такое решение нравится. Не только для отеля, но и для дома. Плитка белая, непретенциозная. И халаты есть. Хорошо.
В номере все, что нужно – двуспальная кровать, диван, стол с чайно-кофейными принадлежностями, торшер, подставка под чемодан. Шкаф для одежды только не очень. Открытые полки, две вешалки на противных отельных вешалках. Но это я уже придираюсь, просто не люблю их.
Окно странное, высокое, неудобное. Зато из него открывается чудесный вид на город.
В номере больше делать нечего. Выходим в коридор. Здесь вид из окна еще лучше.
Коридор. Серый коридор с черной дверью а красными, я бы даже сказала, алыми цифрами.
В холле устроена зона отдыха, из которой открывается вид на порт. Как вы уже поняли, с видами в «Арктике» все в порядке. На любой вкус. Наверное, это самое лучшее, что здесь есть.
Еще коридор. Еще один серый коридор, черные двери и ярко горящие цифры. Это что? Ночной клуб? Отель для посетителей с пикантными потребностями (я не могу писать яснее, дзен ограничит статью)? Придумайте сами.
Подходим к лифтам, чтобы спуститься на ресепшен. На второй этаж.
И здесь мы видим сдержанный цвет стен, глубокий оранжевый цвет диванов и надпись Restaurant цвета взбесившихся фломастеров. Ну такое.
В витрине – продукция местного производства. Хорошо. Поддержка местного производителя – это в любом случае хорошо.
Чуть в стороне - продолжение зоны отдыха с диванами, сувенирным магазином и приятной, расслабленной обстановкой. Пожалуй, здесь мне ничего не режет глаз. На стене – картины. Может быть даже, местных художников. Хорошо.
Отдельный минус – на это раз не стилевой, а функциональный – расположенный на втором этаже ресепшен. Пока я фотографировала первый этаж, в отель зашли несколько новых постояльцев. Кто-то прямо пошел к лифту (бывалые), остальные нервно и обескураженно оглядывались по сторонам в поисках стойки регистрации. Одна женщина с тяжелым чемоданом, уставшая с дороги, злилась и раздражалась, узнав, что ей нужно сначала подняться на второй этаж. Это те эмоции, которые нужны при заселении в отель?
По лестнице спускаемся вниз. Над лестничной площадкой - ярко подсвеченное фото ледокола «Ленин». По сути то, что нужно. По исполнению – теплая нейтральная подсветка смотрелась бы гораздо изысканнее, чем ярко-голубая.
Немного пройдемся по первому этажу и пойдем к выходу.
У выхода опять поработали фломастеры.
Выходим на улицу и смотрим на отель снаружи. Как я уже писала, это обычное здание а-ля 70-е – 80-е. Зато самое высокое за полярным кругом. Насколько я понимаю, снаружи здание выглядит примерно как раньше. Если я не права, поправьте меня, кто знает.
Я не буду сейчас обсуждать архитектурные и эстетические достоинства гостиницы, построенной в 80-е годы XX века. Это было типичное для того периода здание, к тому же, судя по всему, сам проект начинал разрабатываться еще в 70-е. Нынешние конструкторы имели дело с тем, что было. А были две основные составляющие – типовое советское здание и История. И вместо того чтобы гармонично соединить эти две составляющие, используя нынешние возможности, они сделали типовое современное здание. Без души, без идеи, без лица.
Чтобы закрепить впечатление, сдвинемся по карте далеко на юг.
В Ростове-на-Дону есть гостиница «Ростов», я писала о ней в статье «14 самых красивых зданий Буденновского проспекта». Точнее, «Ростовом» она называлась раньше, а сейчас называется «Marins Park Hotel». Догадываетесь, к чему я клоню? Тоже знаковая для города гостиница, тоже изначально (как старая «Арктика») построенная в стиле конструктивизма, и тоже павшая жертвой отельной глобализации. Правда, ее не перестраивали в 80-е и она так и осталась в стиле конструктивизм, но зато ее обмотали отвратительной ядовито-голубой подсветкой и переименовали.
То же с гостиницами «Турист» и «Интурист», но они были в каждом городе. А «Ростов» один. И «Арктика» одна. Так нельзя.
О том, что отельные сети уничтожают индивидуальность, писал еще Артур Хейли в своем «Отеле» в 1965 году. Казалось бы, можно сделать выводы. Но нет. Точнее, все равно.
Мне возразят, что все сетевые отели так делают. Им нужно, чтобы из постоянные клиенты, приезжая в их отель в любой точке мира, ощущали себя в знакомом месте. У них свои задачи.
Но это их задачи. И если они не могут ими поступится, значит, не нужно продавать исторические, знакомые для данного места гостиницы отельным сетям. Потому что в данном случае их задачи идут в разрез с задачами любой уважающей себя администрации города или области, которой не наплевать.
Время подарило гостиницу с историей, а вместо того чтобы поддержать эту тему, ее отправили в утиль.
Путешествие в Арктику тут:
Мое новое путешествие. За северным сиянием к Баренцеву морю
За полярным кругом. Дорога в Териберку (видео)
За полярным кругом. Дорога в Териберку. Среди ягеля и троллей
За полярным кругом. На берегу Баренцева моря. Яйца драконов (видео)
За полярным кругом. Батарейский водопад
Румтур по номеру в отеле "Azimut Murmansk Hotel" (видео)
За полярным кругом. Село Териберка. Внезапная слава и новая жизнь
Arctic Brewery. Самая северная пивоварня России? Горячее сердце севера и холодное крафтовое пиво
За полярным кругом. Прогулка по Мурманску
За полярным кругом. Атомный ледокол «Ленин». Советское чудо
За полярным кругом. По местам памяти. Алеша, Маяк, фрагмент рубки подводной лодки "Курск"