Найти тему
Сергей Сюкосев

Место, куда все стремятся попасть

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Во время планирования нашего путешествия по Молдавии все друзья, уже побывавшие там, усиленно рекомендовали нам заехать в Старый Орхей. Когда же мы спрашивали, что же там есть интересного, ответы получали самые разнообразные, но все, как один, сводившиеся к такому: "Поезжайте, там очень красиво, сами всё увидите!". В сети тоже ничего толкового, четкого и ясного, как я люблю, про Старый Орхей написано не было. Было, что это, мол, такой историко-культурный комплекс, где на огромной площади можно увидеть развалины крепостей, монастырей и домов живших там на протяжении веков разных народов. Вас вдохновляет такое описание? Вот и меня не вдохновило. Но друзья с тем, что там красиво, продолжали настаивать. И мы с Антоном решили, что, если будет хорошая погода, то мы поедем, а если нет, то не будем же под дождем месить глину в горах, где этот Старый Орхей находится?1.

2.

И вот, накануне планируемой поездки погода в Кишиневе, откуда мы туда собирались отправиться, установилась просто замечательная. Ей удивлялись даже сами коренные молдаване. "Как странно, — говорили они нам, — обычно в середине ноября уже даже снег идет, а тут солнечно и вдобавок тепло!". В общем, погода явно намекала нам на то, что надо ехать. Ну, мы ее послушались, собрались и поехали.Правда, добираться в Старый Орхей оказалось совсем не простым делом. До деревеньки под названием Бутучены, в окрестностях которой он, собственно, находился, маршрутки ходили всего два раза в день и в такое время, которое нас категорически не устраивало. Можно было доехать до городка Орхея (не Старого, а просто Орхея), взять там такси и дальше уже держать путь на нем, но такси нам тоже не подходило — это не спортивно. Третьим вариантом было добраться до развилки на Старый Орхей на маршрутке, а затем еще 15 километров попутным транспортом. Вот его-то мы и выбрали. Правда, пользование попутками здесь оказалось вовсе не автостопом в чистом виде, а неким его гибридом с шерри-такси. Машины стопились легко, но все водители, как выражается уважаемый мною Антон Кротов, были деньгопросами, и сами пассажиры этому очень способствовали. Водитель тормозил у всех стопящих, сажал их в машину, затем они выходили в нужном месте и сами по умолчанию давали ему по одному-пять лей. В принципе, денег не жалко, жалко науку автостопа. Ну, да ладно. В общем, если опустить кучу подробностей, вскоре мы оказались всего лишь в километре от Бутучен рядом с руинами древней крепости.3.

4.

Итак, что же такое Старый Орхей? Это место когда-то было древним городом. Но сейчас здесь давно уже никто не живет, и оно объявлено историко-культурным комплексом. Территория Старого Орхея действительно большая, но это вовсе не значит, что, приехав туда, вам придется часами ходить от одного интересного объекта к другому. Большинство из них расположены кучно, а те, до которых надо долго идти или ехать, как раз на любителя. Ну, к примеру, на отшибе находятся развалины мечети, руины турецкой бани и нескольких крепостей. Мы решили, что вполне без них обойдемся. Вообще же, вся "фишка" Старого Орхея в том, что он всегда располагался среди гор на банано-образном, вытянутом в длину полуострове в излучине речки Реут. 5.

С обеих сторон берега этого полуострова жутко крутые, высокие и скалистые, то есть, с точки зрения обороны от злобных врагов это место было великолепно во всех отношениях — подобраться к городу и взять его штурмом даже без крепости шансов было маловато, а с крепостью, сложенной из местного известняка, и подавно!Как я уже говорила, в Старом Орхее кто только не жил на протяжении веков. Археологи даже находят тут вазы, горшки и прочие черепки, датированные еще аж несколькими веками до новой эры. 6.

7.

Позже татаро-монголы возвели здесь свое городище. А потом, когда они ушли, тут снова поселились местные жители. Правда, уже ближе к нашим временам они перебрались на 18 километров в сторону и основали город Новый Орхей. Этот Новый Орхей потом стал называться просто Орхей, а на месте бывшего Орхея какое-то время существовала деревушка, но и она почила в бозе где-то в 18 веке. Перевелись у народа, по всей видимости, враги и место стало невостребованным. Но зато там осталось много всяких интересных древностей, и мы с Антоном решили побывать на полуострове, чтобы осмотреть, по крайней мере, две из них — скальный скит, построенный монахами в 15 веке, и симпатичную церквушку, воздвигнутую неподалеку от него в конце 19-ого.Но мы, конечно, не полезли покорять Старый Орхей подобно его врагам напролом по отвесным скалам. Теперь с одной из сторон к древнему городу можно подняться по довольно широкой протоптанной тропе, а особо прыткие раздолбаи въезжают сюда даже на машинах, за что регулярно получают по шее от сотрудников историко-культурного комплекса, офис которых расположен у подножия.8.

"Ну, скит и скит, — думали мы, когда поднимались к нему и останавливались, чтобы сфотографировать то и дело открывавшиеся с тропы симпатичные пейзажи: реку, пасущихся коров на ее берегах, серпантин узенького шоссе, крыши деревенских домов, скалы и утесы с обножившимися известняками. — Что мы скитов не видели, что ли?"9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Он был первым на нашем пути. Небольшая башенка колокольни с несколькими подвешенными под крышу колоколами и крест на обрыве рядом с ней. 16.

По легенде, уже давно ходящей в этих краях, нужно прикоснуться к кресту и обойти вокруг него, и тогда все самые сокровенные желания обязательно сбудутся. Избитая легенда, подобные которой любят придумывать гиды специально для туристов. Вот, собственно и всё. Но когда мы подошли к скиту, то неожиданно для себя увидели дверь.17.

Открыли ее и перед нашими глазами появилась каменная лестница, сбегающая куда-то вниз. Свет, падающий в окно двери с улицы.18.

Мы спустились по ней и... обомлели. Мы оказались в небольшом гроте. Справа находился выдолбленный в скале алтарь, слева — столик с иконами и свечами, за которым стоял самый настоящий инок, отшельник, монах — с густой спутанной бородой и в черном одеянии. Честное слово, ощущения были такие, как будто мы попали на съемки фильма о жизни отшельников Средневековья. Я даже застыла в изумлении!19.

Антон заговорил с монахом первым. А тот как будто только и ждал этого — на чистом и свободном русском языке без капли акцента он поведал нам об истории скита, который теперь, кстати, превращен в действующий монастырь. Его в 15 веке прорубили в скалах искавшие уединения и скрывавшиеся от преследований монахи. Попасть в скит можно было только со стороны реки, поднявшись по веревочным лестницам по отвесным скалам. Тот же туннель с каменной лестницей, по которому вошли сюда мы, появился здесь лишь четыре века спустя.— Вы, если хотите, можете всё посмотреть сами. Видите дверь? — инок показал нам на низенькую дверцу с противоположной стороны от входа. — Через нее попадали сюда раньше монахи. Она открыта, только будьте осторожнее, никаких ограждений на скалах нет.Мы приоткрыли дверцу и у нас снова захватило дух от смешанного с удивлением восхищения. Мы оказались на балконе, точнее на узком каменном карнизе. Внизу, не меньше, чем в ста метрах, извиваясь, текла речка, а скалы будто бы падали в нее со всей своей высоты. А ведь это именно по ним поднимались сюда на веревках монахи! И поднимались не налегке, а частенько с провизией в корзинах, с пожитками, с какими-то вещами. Сколько же физических сил требовалось этим людям, сколько мужества, чтобы перебороть страх перед высотой. Стоит только взглянуть вниз, и уже начинает кружиться голова, а они так жили...Уступ.20.

Высота.21.

22.

Кстати, что касается жизни в скиту, то монахи прорубили себе здесь кельи — маленькие блоки-ячейки, в которых они спали и рядом с коими готовили себе пищу. 23.

24.

Тот же отшельник, с которым мы познакомились сейчас, тоже живет здесь, хотя, конечно, не постоянно. Для этого он соорудил себе нечто вроде кровати в одной из ниш грота, застелил ее одеялами, а для дополнительного тепла поставил печку. Провизией его снабжают служители расположенной рядом церквушки и деревенские жители. Одного из них мы как раз встретили, когда поднимались сюда, он шел с сумками и поздоровался, обгоняя нас. Каково ему здесь живется, почему он выбрал именно такой путь, монах не стал распространяться, а мы не стали терзать его вопросами. Это — его выбор и его философия...Прежде чем спуститься с холма, мы осмотрели и церковь — ухоженную, миниатюрную и симпатичную. 25.

26.

А затем пошли в Бутучены. Это село привлекло нас еще, когда мы разглядывали сверху крыши его домов. 27.

А теперь оказалось, что и у других путешественников и туристов оно вызывает нехилый интерес. Так, мы прошли лишь по единственной улице и встретили сразу целых три туристических пансионата, оформленных в традиционном молдавском стиле. Выяснилось, что в них останавливаются в основном иностранцы, которые балдеют от экологически чистого, сельского отдыха, так называемого, агротуризма, коий сейчас всё больше и больше входит в моду у жителей мегаполисов. Здесь же за несколько сотен евро они живут в деревенских хатах, дышат свежим воздухом, общаются с курами, утками, гусями, козами и лошадками, при желании возделывают огороды или работают на виноградниках по-соседству, в общем, ведут деревенский образ жизни и от него кайфуют. 28.

29.

30.

31.

Но мы с Антоном — не фанаты агротуризма (нам бы как-нибудь вообще от дачи отделаться!), а потому решили прогуляться по Бутученам, чтобы познакомиться с местными особенностями быта. Дело в том, что в офисе историко-культурного центра нам сказали, что где-то здесь, в деревне, есть музейный дом, в котором воссоздана обстановка обычного сельского молдавского дома, в котором жили обыкновенные крестьяне на рубеже 19-20 веков. Этот дом мы нашли быстро. Небольшой, но каменный, с террасой и с колоннами, покрашенный в веселый сиреневый цвет, и с покрытой камышом крышей. 32.

Рядом с ним — ухоженный дворик со сложенными опять-таки из камня подсобными помещениями — башкой (летним домом), погребом, где хранили вино и продукты, сушилкой, в которой делали сухофрукты, и мельницей, на которой мололи муку и готовили крупы. 33.

34.

Несмотря на свои, казалось бы, несерьезные размеры, в таких домах всегда было по несколько комнат: прихожая, спальня с плитой или печкой и гостиная. Правда, внутрь домика мы не попали, он уже оказался закрыт. Но, что интересно: ежели говорить о его внешнем виде, то большинство таких же, только жилых домов мы встретили в Бутученах, когда просто шли по улице. То есть, за прошедший век стиль строительства хат здесь ничуть не изменился, и делают их точно такими же, как и столетие назад. Разве что, вместо камыша иногда черепицу кладут.35.

А еще здесь буквально каждый двор оборудован просто потрясающими по красоте въездными воротами. Дверцы этих ворот крепятся на мощные каменные столбы. Причем, у каждого двора столбы и ворота абсолютно разные, украшенные своими особыми орнаментами и узорами, и ни в коем случае не повторяют любые другие. Это — еще одна "фишка" Бутучен. Рисунки на столбах — гордость местных жителей. Технику их нанесения они передавали из поколения в поколение, даже состав краски, которой выполнены орнаменты, они изобрели сами, и в некоторых семьях здесь ее делают до сих пор. Сами узоры всегда тоже что-то обозначают. Например, солнце — это символ духовного начала, а также плодородия, цветок — символ любви и весны, луна — символ материального благополучия, звезда — символ вечности. 36.

37.<p>

38.

39.

На колодце тоже.40.

Но среди прочих встречаются и такие символы, которые не требуют расшифровки. Так, к примеру, на одних воротах нам встретились символы Олимпиады, которая проходила в Москве в 1980-м году. Не иначе, как хозяин того дома раньше был спортсменом или любителем разных спортивных мероприятий. :)41.

В общем, что тут говорить: во всех смыслах наша радиалка в Старый Орхей удалась на славу. Мы отлично прогулялись, восхитились скальным подземным монашеским скитом, природными красотами и умениями бутученцев. Побольше бы такого обилия впечатлений, честное слово! Спасибо друзьям, которые посоветовали и настояли на том, чтобы мы побывали в этом местечке.42.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц