Помните такой фильм с Мелом Гибсоном «О чем думают женщины», ах, извините, «Чего хотят женщины» – комедия 2000 года. И там действительно только креативные мысли главной героини пригождаются герою (он их выдает, присваивает), а все остальные женщины чего-нибудь хотят – красивого платья на выпускной, или продвинуться по службе, потому что у них есть диплом, или чтоб их заметили и спасли, но никак не продумывают стратегии по достижению желаемого. А еще все эти женщины хотят, чтоб желания исполнялись сами по себе или их кто-то им исполнил. Например, как герой Мела Гибсона исполнил – вот просто догадался, понял или прочитал мысли. Ну, когда он совесть поимел и перевоспитался.
Но прошло двадцать лет, и поколения женщин тоже перевоспитались или сменились? Сменились и тренды. Теперь такой фильм заклеймили бы как сексистский? Или у второстепенных героинь появились бы мысли, а не только желания? Интересно, как развернулась бы мысль сценариста, если бы он побывал на мастер-классе Тансулпан Буракаевой, уфимской режиссерки, плотно исследующей феминный дискурс в кино. Двадцать лет назад я и подумала бы – употреблять феминитив слова «режиссер» на полном серьезе, пишу же не на чешском языке, где этих феминитивов полным-полно.
В зеленом зале кинотеатра «Родина» 26 ноября было немного народа, но беседа была очень познавательной: Тансулпан серьезно подошла к делу. Нам были показаны на экране графики и диаграммы по фильмам и количеству женских персонажей в них (это были в основном голливудские фильмы). Ни разу за все годы выше 30% количество женских ролей не поднялось, иногда вообще падало до 20%. И даже в сериале «Игра престолов», где женских персонажей много, там яркие и характерные героини – реплик у них по сравнению с мужчинами немного. Удивительно просто, хотя на них и линии сюжетные, и интрига держатся, и интерес зрителей во многом.
Записала несколько замечательных цитат. «Феминистским можно считать фильм, в котором есть два персонажа-женщины с именами, и они говорят друг с другом не о мужчинах». И несколько терминов:
Смурфетка – помните мультик про смурфиков, где была одна-единственная девочка?
Сексапильная профессионалка – неважно нейрохирургиня или программистка, главное внешность.
Супергероиня – все эти женщина-кошка в латексе в обтяжку, Лара Крофт в микрошортах и прочие полураздетые воительницы рядом с нормально одетыми мужиками.
Принцесса Макгаффин – она живет в башне.
Женщина в холодильнике – она уже умерла.
Принцип торшера – можно поставить торшер с красным абажуром вместо женщины в красном пиджаке, когда женский персонаж используют только для создания цветного пятна в кадре.
Синдром Тринити (это из «Матрицы») – помощница главного героя.
Красавица и чудовище.
Рожденная вчера – опека главного героя над наивной героиней (помните «5 элемент»?).
Причем все женщины на постерах к фильмам стоят, отклячив зад. И в какой-то более открытой одежде, чем мужчины.
Есть разные тесты по составляющей фильмов. Мы все с интересом на них посмотрели. А потом я нашла информацию о них в интернете, мастер-класс был полезен в ориентационном плане. Чтобы искать информацию о чем-либо, надо этим заинтересоваться.
Тест Бекдел (часто – тест Бехдель) – тест на проверку художественного произведения на гендерную предвзятость. Для того чтобы пройти его, произведение должно содержать в себе хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чём-либо, помимо мужчин. Иногда добавляют, что эти две женщины должны быть названы по именам.
Тест назван в честь американской карикатуристки Элисон Бекдел. В 1985 году одна из героинь её комикса «Dykes to Watch Out For» озвучила идею, которую Элисон приписывает подруге, Лиз Уоллес (англ. Liz Wallace). Тест изначально был предназначен для оценки фильмов, но с тех пор применяется и в других средствах массовой информации. Также известен как тест Бекдел-Уоллес, правило Бекдел, закон Бекдел, измеритель фильмов Мо (Мо – одна из героинь комикса). Правило, ныне известное как «тест Бекдел», впервые появилось в комиксе Элисон Бекдел «Dykes To Watch Out For» в 1985 году. В выпуске комикса под названием «Правило» две женщины собираются пойти в кино и одна из них поясняет, что смотрит только фильмы, удовлетворяющие следующим трём требованиям:
1) в фильме есть хотя бы две женщины,
2) которые говорят друг с другом,
3) о чём-либо, кроме мужчин.
Вторая женщина соглашается, что критерии строгие, но идея хорошая. Неожиданно ни один фильм под эти критерии не попадает, и женщины возвращаются домой. Героиня комикса сетует, что последним фильмом, который ей удалось посмотреть, был «Чужой».
В эссе 1929 года «Собственная комната» (англ. «A Room of One’s Own») Вирджиния Вулф заметила о литературе своей эпохи то же, что Бекдел заметила в произведениях своего времени: «Все эти отношения между женщинами, думала я, быстро перебирая в памяти блистательные образы вымышленных женщин, слишком просты. […] И я попыталась вспомнить хоть один случай за всё время моего чтения, когда две женщины изображены подругами. […] Время от времени они – матери и дочери. Но почти без исключений они показаны в их отношении к мужчинам. Было странно осознавать, что все великие женские литературные персонажи до эпохи Джейн Остин не только были объектом рассмотрения другого пола, но рассматривались только в отношении к другому полу. Но как же мала эта часть жизни женщины».
Исследование 855 наиболее финансово успешных фильмов США между 1950 и 2006 годами показало, что практически неизменно на всём протяжении исследуемого периода на каждого женского персонажа в среднем приходилось два мужских. Согласно исследованию, женские персонажи по сюжету в два раза более склонны заняться сексом, чем мужчины, а доля откровенных сцен с участием женщин со временем только растёт. При этом сравнительный уровень жестокости мужчин и женщин не изменился. Согласно исследованию 2014 года, проведённому Институтом Джины Дэвис по проблемам гендера в художественной культуре, только 31 % персонажей, названных на экране по имени, были женщинами и только в 23 % кинокартин женщина была главным протагонистом (или одним из главных). Среди режиссёров только 7 % оказались женщинами. Исследование включало 120 картин, снятых с 2010 по 2013 год по всему миру.
Но тенденции последнего времени меняются, иногда благодаря политике и активной общественности – теперь для того чтобы выдвинуть фильм на главную кинопремию «Оскар» в создателях фильма должны быть представлены меньшинства – женщины, негры, азиаты, инвалиды и ЛГБТ.
Хотя минуточку, какое же женщины меньшинство – нас половина населения планеты! Это что же, нас более трех миллиардов. А знаете ли вы, что первая режиссерка появилась ещё в эпоху братьев Люмьер? Француженка Алис Ги-Блаше (фр. Alice Guy Blaché; 1 июля 1873 – 24 марта 1968) – первая женщина-режиссер, один из первых режиссеров игрового кино в истории и первая владелица собственной киностудии. Алис Ги (Блаше она стала после замужества) фактически присутствовала при рождении кинематографа. В конце XIX века она устроилась секретаршей к Леону Гомону – предпринимателю, который сначала занимался фотооборудованием, а потом переключился на кино и основал существующую по сей день киностудию Gaumont. Алис Ги была так захвачена возможностями нового медиа, что стала изучать его на практике и снимать для Gaumont. Ги – один из первых режиссеров, начавших мыслить сюжетами: поначалу почти все картины были документальными съемками каких-то будничных событий, вроде прибытия поезда, запечатленного Люмьерами. Она сочиняла рассказы и экранизировала их, продюсировала все фильмы Gaumont и учила новых режиссеров. Переехав в США, Ги основала собственную киностудию Solax. Некоторые историки кино утверждают, что Алис Ги-Блаше сняла около 1000 фильмов, но, какой бы ни была эта цифра в реальности, до сегодняшнего дня дошло около сотни. Многие ее работы можно найти на YouTube, просто вбив в поиск ее имя. Пожалуй, среди них стоит выделить ее самый успешный фильм, снятый во Франции – «Жизнь Христа», – беспрецедентно масштабный для того времени по уровню бюджета и количеству задействованных актеров.
Еще поговорили о скрытой мизогинии в кино. Еще есть такой прием, чтобы проверить, сексистский ли фильм, – поменяйте главного героя и посмотрите – станет ли история нелепой.
Потом общими усилиями вспоминали феминистские фильмы, дополняя основной список, озвученный лекторкой и режиссеркой Тансулпан Буракаевой (одной из 7%). Кстати, Тансулпан сказала бессмертную фразу: «Для создания кино используются мозги, а не половые признаки».
И тут я вернусь к тому «чего хотят женщины»? Хотят ли женщины сами делать кино. Мы стали вспоминать женщин-режиссеров поименно – от Лени Рифеншталь до Светланы Дружининой. Сейчас, несомненно, гораздо больше женщин хотят делать кино, несколько лет назад в Уфе даже проводили вечер показов, составленный из фильмов наших местных молодых и зрелых режиссерок. Пока что фильмы были короткометражные, но многообещающие. Да и на следующий день, 27 ноября, мы посмотрели работы молодой режиссерки Динары Абдрашитовой – её дипломный фильм «Асия» и результат выигранного в прошлом году питчинга дебютантов – короткометражный фильм «Гильза». Зарядились уверенностью, что новому кино и новым женским именам в кинематографе быть!
ГАЛАРИНА
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!