Однажды я написал небольшую статью по мотивам воспоминаний моего дяди дальнобойщика, о том, как им жилось и работалось во времена Союза. Материал стал довольно популярным и собрал много комментариев, где другие тоже делились своим опытом, что хватило на ещё одну публикацию. Так сказать, чтобы были разные взгляды.
Мой дядя работал дальнобоем в 60-70-ых и рассказывал, как я понял по большей части об этих временах. А именно о том, что гаишники заботились о водителях, могли остановить ночью на длинном перегоне и сказать: "Останавливайся, спи, утром заберешь документы". Дело в том, что закрывали водителям только по 400 км в день, хотя по факты многие проезжали по 800, чтобы потом взять халтурку.
Но вот Виктор Кулинич, который начал работать дальнобойщиком с 80-ом году и проработал им 33 года, говорит, что ему гаишники ни разу не предлагали отдохнуть, останавливали только с одной целью - взять мзду. Если останавливали на трассе, выходишь, 3 рубля в руке. Если на стационарном посту - 10 рублей. Заходишь, на стол кладешь и до свидания. С 81 по 83 годы было 1 и 5 рублей соответственно.
На Югах была ставка - 25 рублей. Дело доходило до того, что когда едешь с "левым" грузом, гаишник останавливает, выходишь и спрашиваешь: "командир, бумагу или деньги", а он тебе: "на фиг мне твои бумажки, давай и кати дальше". То же самое было в Казахстане, Узбекистане.
В то же время Алексей Носов говорит, что платили только те, кто ехал с фруктами, а кто возил железки, проезжали бесплатно. Ещё когда едешь в сторону юга, а под стеклом табличка "Пустой", не останавливали. А вот на обратном пути тормозили всегда. Когда первые помидоры шли из Азербайджана (конец мая-начало июня), так дорога от Баку до Ярославля вставала в 1000-1500 рублей, смотря, сколько гаишников по пути встретишь.
Некто Ю.М.Д. пишет, что гаишники и в самом деле останавливали и заставляли спать, но только до перестройки. Был у него случай, когда сутки не спал, остановил гаишник и забрал документы, сказал спать. Но надо было срочно ехать. Уболтать капитана удалось только после того, как 10 кругов вокруг поста пробежал.
Впрочем, похоже, что, как и сейчас, все зависело от места, конкретных гаишников и их руководства, потому что некто "Vovan200306" пишет, что его на М4 в 1988 году остановили в 2 часа ночи и сказали идти спать. В 6 утра он пришел на пост, документы отдали и пожелали счастливого пути.
Ещё в комментариях пишут, что очень не любили в то время порожняк гонять. На границах регионов стояли УТЭПы. Транспортники забирали путевки и отправляли загружать попутным грузом. Причем загружали обычно всякий хлам: старые ящики, металл, битые аккумуляторы и так далее). После загрузки возвращался на пост за путевкой и ехал дальше.
Мой дядя рассказывал, что вечером останавливались не по одному и не у мотелей (которых и не было), а где-нибудь на бережку у речки. Или у лесочка: один рыбу ловит, другой картошку чистит, третий костер разводит. И вот так все вместе сидели, делились тем, у кого что есть.
Николай Белоусов подтверждает: костры, гармонь, всё это было. У кого, что есть, всё в общий котел, вкуснота была. И с гаишниками делились и чаем, и салом, потому как тоже не жировали. Да и вообще гаишники были людьми: и обдерут, и помогут, но все в меру, без наглости. На дорогах мимо бедолаг на обочине никогда не проезжали. Каждый остановится спросить в чем дело и поможет по силам. А вот с середины 90-ых начался на дорогах беспредел. Много бандитов на трассы повылезало, и пистолет к ляжкам приставляли, и кирпичи покупать приходилось, и груз отбирали, и поубивали многих.
Про взаимовыручку и помощь многие говорят. Сергей Коротков делится воспоминаниями. Раньше талоны на топливо были квартальные и однажды так получилось, что за 2000 км от дома талоны пропали, начался другой квартал. Но ничего, до дома доехал, коллеги выручали, кто сколько мог. И никто ни копейки не взял. А сейчас попробуйка без денег проехать. Гаишники тоже адекватные были. Если везешь государственное редко, очень редко, прикапывались, а если "левак", то брали по-божески.
Сергей Х. пишет, что гармошки и посиделки были. И выпивали вечером. Как правило под субботу и на УТЭПах. Но и драки и поножовщина были. Кто-то нормальный был, а кто-то и загрузку пропивал, и талоны на топливо, не говоря уже о деньгах.
Игоряныч пишет, что в самом деле на Кавказе дальнобойщики зарабатывали за сезон на постройку двухэтажного дома из кирпича, но чтобы устроиться на такую работу, надо было на лапу дать от пяти до десяти тысяч рублей и то по знакомству.
Шофер под ником Yzi1 Yzi опять-таки говорит о том, что дороги раньше были хуже, но шофера были лучше, не чета нынешней молодежи, народ был дружный, машины сами чинили.
Николай Паршуткин говорит, что по пробегу никто никогда не ограничивал, но по тем дорогам и на тех машинах проходили обычно не больше 600 км за день. Ставили, кончено, рекорды и по 1000 и по 1200 за сутки, но это исключения. Поесть по дороге было негде, возили с собой картошку, концентраты, вермишели. Вечером варили и жарили на "шмелях" (бензиновый примус), отдыхали. Утром наскоро завтракали и снова до вечера без остановок так, что когда выходишь, ноги подкашивались. Денег нормально зарабатывали. Не по 1000-1200 рублей как в политбюро, но по 650-700 в месяц выходило. Это при средней в 250-300 по стране.
Интересно, что раньше слова дальнобойщик и не было. Называли Совтрансавто, Софиками. Международникоа называли "загранка".
Если есть кому-то что ещё добавить, пишите, присылайте фотографии в комменты. Реальные истории всегда интересно читать из первых уст.
Ещё интересно: Мой канал в Телеграм
Дедушка Лёва, дедушка Сёма, пивной ларёк и закрытый распределитель
"Как своровать, чтобы не заметили" - как на закате СССР воровали водители автоколонн