Добрый день!
В рамках обновления тракторного парка страны заводам СССР было поручено разработать и наладить выпуск тракторов в соответствии с разработанным типажом тракторов на 1960-1965 годы.
Это были великие времена для тракторостроения. В рамках этой программы Сталинградский тракторный завод приступил к созданию ДТ-75 третьего тягового класса.
Также велись работы по Т-125, предшественника Т-150/150К, а также по К-700.
Эти тракторы были очень ожидаемыми. От них ждали большей производительности, экономичности и комфорта для механизаторов. На других мы еще заострим внимание. А сегодня поговорим об алтайском тракторе.
Впервые заговорили о сельскохозяйственном тракторе четвертого тягового класса для работы на тяжелых почвах. Алтайскому тракторному заводу было поручено к 1962 году пустить в производство новый трактор Т-4. Он должен был иметь мощность 90-100 лошадиных сил.
Уже в 1960 году новые алтайские тракторы четвертого тягового класса начали проходить испытания на Северо-Кавказской МИС.
Нужно отметить, что конструкцию для трактора разработали на заводе быстро, использованы наработки по трактору ДТ-70. Но сдерживающим фактором было отсутствие надежного двигателя, подходящего для трактора четвертого тягового класса. Моторным заводам, в том числе Алтайскому моторному завода, поручено ускорить разработку двигателей.
Представленный Алтайским тракторным заводом Т-4 из-за выявленных недоработок не прошел госиспытаний 1962 года и отправлен на доработку. После чего его ждали повторные испытания.
Т-4 предназначался для выполнения сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными широкозахватными орудиями на повышенных скоростях (для своего времени), глубокой вспашки, пахоты тяжелых почв, мелиоративных работ.
Коротка о его конструкции. Трактор оснащался дизельным рядным шестицилиндровым двигателем Алтайского моторного завода АМ-01 мощностью 110 л.с. Двигатель был во многом унифицирован с двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, предназначенных для автомобилей. Не смотря на похожесть конструкции, алтайский движок оказался менее экономичным.
Рама трактора состоит из двух лонжеронов коробчатого сечения, спереди соединенных брусом, а сзади прикрученных болтами к корпусу заднего моста / КПП.
На АТЗ до этого выпускали ДТ-54 с упругой балансирной подвеской. Для Т-4 же выбрали подвеску полужесткую с одной поперечной балансирной рессорой. Это сделано для повышения устойчивости трактора и плавности хода при вспашке поперек борозды, особенно в условиях поливного земледелия Средней Азии.
Подобная же конструкция применялась на тракторах С-100 и Т-130. АТЗ же впервые применил остов на полужесткой подвеске, когда велись работы над ДТ-70. Опыт разработки ДТ-70 сильно помог при работе над Т-4.
Гидравлическая навесная система унифицирована с навеской трактора ДТ-75. Предусмотрен вал отбора мощности, независимого от силовой передачи. Также есть возможность установки ВОМ спереди.
Максимальную производительность при лучшей топливной экономичности Т-4 показал на скоростях 4,5-7 км/ч. На скоростях до 4 км/ч трактор дает тяговое усилие в 4 т. Трактор показал удовлетворительные результаты на испытаниях по экономическим, эксплутационным и динамическим характеристикам. Т-4 оказался в среднем на 60-100 % эффективнее, чем ДТ-54 и на 30%, чем ДТ-75.
Но возникли вопросы к комфортабельности и безопасности. Комиссия, как это не странно, рекомендовала конструкторам подумать об увеличении обзорности с рабочего места тракториста, поработать над снижением его утомляемости, снижением шумности и запыленности в кабине, снижением прилагаемых трактористом усилий на рычагах управления направлением, КПП и гидравликой, поработать над созданием благоприятной температуры в кабине.
Трактор был рекомендован к производству в 1964 году. С этого момента средняя мощность выпускаемых тракторов резко увеличилась, ведь кроме Т-4 примерно в это же время на смену ДТ-54 пришли ДТ-75, а Кировский завод начал выпускать К-700. Пришла эпоха более производительных сельскохозяйственных машин.
Т-4 продержался на конвейере относительно не долго, до 1970 года, когда ему на смену пришел обновленный Т-4А. Про этот этап мы тоже поговорим, но отдельно.
На этом всё, до скорых встреч!!!
Испытания ДТ-70 от Алтайского тракторного завода, предшественника трактора Т-4;
Переходное звено к Т-4. Трактор ДТ-70 Алтайского тракторного завода.
© 2020. В мире сельского хозяйства. Распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без разрешения автора запрещено.