Найти тему

Что смотреть у Альмодовара?

Оглавление
Педро Альмодовар. Фото Taste of  Cinema
Педро Альмодовар. Фото Taste of Cinema

Говорят, что Педро Альмодовар создал маленький шедевр – тридцатиминутный фильм «Человеческий голос». Проверить справедливость этого утверждения чрезвычайно просто даже в условиях пандемии – пойти в кино, фильм уже в прокате.

Но, пожалуй, не лишним будет сначала вспомнить, какие картины Альмодовара предшествовали нынешнему триумфу, из каких образов и сюжетов выстраивал свой мир испанский режиссёр.

Кадр из фильма "Женщины награни нервного срыва"
Кадр из фильма "Женщины награни нервного срыва"

«Женщины на грани нервного срыва» (1988 год). Для меня Альмодовар начался с этого фильма. Кисловатое винцо комедии положений вдруг становится освежающе густой драмой с привкусом абсурда. Стареющий любовник-плейбой, его закомплексованный сын, его, плейбоя сумасшедшая бывшая жена,его любовница, которой он изменяет, её заполошная подруга, загулявшая с террористом и, наконец, новая любовница – вся эта компания напоминает нам о неизбывной ограниченности жизни и невостребованности наших лучших чувств.

Кадр из фильма "Женщины награни нервного срыва"
Кадр из фильма "Женщины награни нервного срыва"

Неповторимый стиль Альмодовара уже заметен и покупает своей неподдельной сентиментальностью.

Кадр из фильма "Высокие каблуки"
Кадр из фильма "Высокие каблуки"

«Высокие каблуки» (1991 год). Путаный, временами подчеркнуто демонстративный парафраз бергмановской «Осенней сонаты». Известная телеведущая всю жизнь пытается избавиться от зависимости от матери, знаменитой певицы. Как обычно у Альмодовара, цитаты выделены жирным курсивом – не заметить невозможно.

Кадр из фильма "Высокие каблуки"
Кадр из фильма "Высокие каблуки"

Восхитительный своей необязательностью танец испанских зэчек на тюремном дворе. Но больше всего вставил эпизод, когда за героиней, только что признавшейся в прямом эфире в убийстве мужа, приходят полицейские. Она встает, и прежде, чем проследовать за ними, не забывает отцепить микрофон-прищепку. На уровне рефлекса - стопудово правдиво!

Кадр из фильма "Всё о моей матери"
Кадр из фильма "Всё о моей матери"

«Всё о моей матери» (1999 год). Ведь не скажешь, что Альмодовар ломает форму, нет. Мелодрама у него остается мелодрамой. Но с плюсом. С большим плюсом. Вроде больших искусственных сисек. Католический мир эпохи СПИДа, розовых и голубых, духовной мобилизации женщин и вечно инфантильных слагателей слов мужского рода. Беременная монашка, цитаты из Теннеси Уильямса и фильма «Всё о Еве», безгрешная похоть, искупительная жертва - донорские органы. Комок к горлу, хотя иные критики утверждают, что восемьдесят процентов мужской аудитории фильм оставляет равнодушными.

Иногда мне кажется, что Альмодовар - новое воплощение Фассбиндера. Только более жизнестойкое.

Кадр из фильма "Всё о моей матери"
Кадр из фильма "Всё о моей матери"

Смысл послания раскрывается в последних титрах: «Посвящается Бетт Дэвис, Джине Роулендс, Роми Шнайдер, всем актрисам, которые играли роли актрис, всем женщинам, которые играют, и всем мужчинам, которые играют роли женщин и притворяются женщинами, всем, кто хочет стать матерью. Посвящается моей матери».

Кадр из фильма "Поговори с ней"
Кадр из фильма "Поговори с ней"

«Поговори с ней» (2002 год). Движение и неподвижность, молчание и разговор, балет и коррида, мужское и женское. У дьявола, как известно, две руки - у Альмодовара тоже. Попробуй, выбери, что нужно делать по отношению к твоей любимой женщине, впавшей в кому? Воспринимать её как к растение? Или говорить с ней и спать с ней? Что более соответствует твоей роли: делать ей массаж, мыть ей голову, менять тампоны?

Кадр из фильма "Поговори с ней"
Кадр из фильма "Поговори с ней"

Насыщенность пространства. Минимум слов. И странное опустошение после просмотра. Мужчина и женщина могут встречаться - но контакт недостижим. По крайней мере, по эту сторону сознания, где нужны слова. «Женский мозг – тайна».

Кадр из фильма "Дурное воспитание"
Кадр из фильма "Дурное воспитание"

«Дурное воспитание» (2004 год). Будучи серьёзен, Альмодовар невыносим. Закос под нуар совершенно неприкрытый, а детские тяжкие воспоминания гнут дух к земле, точнее, к воде. Купающиеся в реке мальчики, мужчины в бассейне - наш Петров-Водкин нервно кусает губу. Многие кадры врезаются в память - точно картины великих живописцев, законченные и невинные в своей принадлежности нездешней красоте. Холодное погружение в замкнутый мир.

Кадр из фильма "Дурное воспитание"
Кадр из фильма "Дурное воспитание"

И снова Фассбиндер вспомнился. Его «Тоска Вероники Фосс» по-своему совершенна, гармонична, вызывает восхищение продуманностью и строгостью авторской интонации - но, в сущности, оставляет бесстрастным. Так и здесь.

Кадр из фильма "Разомкнутые объятия"
Кадр из фильма "Разомкнутые объятия"

«Разомкнутые объятия» (2009 год). На этот раз Альмодовар снял путеводитель по самому себе. Чтобы получить максимальный кайф от фильма, нужно предварительно посмотреть или пересмотреть ленты Альмодовара, хотя бы две-три (четыре, пять, десять), но главное, конечно, знать и любить «Женщин на грани нервного срыва». Комедия «Девушки и чемоданы», которую снимал главный герой «Объятий..» - прямая и ироничная цитата из «Женщин...», и трудно отделаться от чувства, что в те времена режиссёр был отвязнее, бесшабашнее и беспечней.

Кадр из фильма "Разомкнутые объятия"
Кадр из фильма "Разомкнутые объятия"

Пенелопа Крус невероятно правдива, и в то же время вся она какая-то удивительно нездешняя. Словно девушка из стихов Лорки, которой приходится жить в эпоху фастфуда.