Космодром Байконур занимает огромную территорию. Находясь здесь, складывается непередаваемое ощущение, будто оказался на стыке сразу нескольких эпох. С одной стороны, Байконур - действующий космический порт, откуда ежегодно совершаются космические запуски, причем до недавнего времени пусков было много. Лично мне посчастливилось обслуживать программы по запуску тяжелого Протона, которые где-то до 16 года летали с огромной периодичностью (более 10 пусков в год, бывало, и по 2 в месяц).
С другой стороны вся эта космическая деятельность разворачивается на фоне руин в буквальном смысле этого слова. Раньше Байконур был военной базой с огромным количеством войсковых частей, сооружений, пусковых площадок, многие из которых законсервированы или просто заброшены. Одним из примеров заброшенных сооружений является комплекс по подготовке к запуску РКН Буран-Энергия.
В сентябре 2019 года с Байконура с так называемого "Гагаринского старта" прошел запуск пилотируемого космического корабля Союз МС-15. Как правило, ради такого события на космодром приезжают туристы, готовые много заплатить, чтобы прикоснуться к истории.
Я на тот момент был на космодроме в рабочей командировке, то есть туристом не был. Но и такие как я не исключение: всем хочется посмотреть на такое зрелище. Поэтому, получив соответствующее разрешение, мы в сопровождении режимной безопасности выдвинулись в поисках подходящего места обзора.
Но место, куда мы в итоге заехали, оказалось совершенной для нас неожиданностью, настоящим открытием. Для нас - #случайная находка
МИК-112 - монтажно-испытательный комплекс для сборки РКН Буран-Энергия - это не то место, куда возят туристов. Территория закрытая, огороженная колючей проволокой с охраной по периметру.
Так получилось, что с территории комплекса открывается один из лучших видов на Гагаринский старт.
Внутрь, конечно, мы не совались. Дело в том, что в 2002 году в МИКе произошло обрушение крыши, в результате чего погибло 7 человек и был уничтожен единственный побывавший в космосе челнок Буран.
Челнок по-прежнему погребен под крышей МИКа.
Поэтому пришлось довольствоваться осмотром прилегающей к МИКу территории.
Единственное, что сразу бросается в глаза - исполинского размера агрегаты для транспортировки ракеты, более известные в народе, как "Кузнечики" (действительно, сходства есть).
Агрегаты (их 2) заезжали по параллельным путям в МИК, после чего на них перегружалась собранная ракета. Странность конструкции обусловлена дополнительной функцией - вертикализация ракеты на старте и испытательном стенде.
Удивительно, но Кузнечики неплохо сохранились.
От всего увиденного меня не покидало чувство некоего уныния: проект Буран-Энергия был колоссальным по меркам тех лет. Да и сейчас не верится в масштабы проекта. И теперь все это забыто и ржавеет под открытым небом.
А пуск Союза в тот день был успешным.