Найти в Дзене
Hard Rock

Ретроспектива. BLACK SABBATH (1995)

vk.com/hardrock_hmr

Глядя на такую мультяшную обложку, поневоле думаешь, что после легкого и жизнерадостного Cross Purposes новый альбом BLACK SABBATH будет продолжать ту же линию. Но Forbidden, 18-й студийный альбом, оказался продолжением, скорее мрачного и демонического Dehumanizer.

  • И этого альбома также нет на Яндекс.Музыка.

Но на что в первую очередь обращаешь внимание, это на стилистическую эволюцию группы. BLACK SABBATH всегда ловили модные тенденции, но никогда им не поддавались, только если это не соответствует их творческой концепции. Классический хэви в начале 80-х, приблюзованный хард середины 80-х — все это звучит нормально и гармонично, потому что эти форматы группа в разной степени исповедовала всегда. Но вот настало новое время, 90-е, когда воцарилась новая музыка. И принципиально игнорировать модные тенденции, при этом оставаясь на вершинах популярности, можно только если группа делает свой любимый олдскул на высочайшем уровне мастерства. Или если ты — BLACK SABBATH. Впрочем, в случае с BLACK SABBATH оба пункта совпадают за одним исключением: группа не игнорирует принципиально ту веселую музыку, которая завладела умами молодежи в 90-х.

Можно было бы просто взять да сыграть грандж или ню-метал, альтернативный рок или что там еще было интересного. Но вряд ли это поняли и приняли бы верные фаны группы. Да и сами музыканты никогда не отличались таким банальным подходом. Гораздо сложнее и гораздо интереснее, оставаясь в рамках своего жанра, вплести в песни лишь легкие линии альтернативного рока, но сделать это так, что новый альбом не будет похож на предыдущие. Пластинка испытывает влияния, но подано это так тонко и грамотно, что логичнее говорить не о влиянии, а о развитии стиля. С первого же прослушивания альбом затягивает и полностью очаровывает, заставляя потесниться многие прошлые работы и поверить, что перед слушателем едва ли не лучшая пластинка группы. Поправка: лучшая в новой эпохе, с начала 80-х, как бы ни кощунственно это звучало по отношению к
Ронни Дио. Но давайте откровенно, Дио хоть и номер первый, но все-таки традиционен. Здесь же мы имеем очень интересный и крайне успешный эксперимент по совмещению разных направлений и мягкостью классического хэви с мистической зловещей атмосферой, которая сделала славу BLACK SABBATH как одной из верховных групп оккультного рока.

Тони Мартин поет совсем не так, как ожидаешь. Порой нисходя на речитатив, но не заходя в рэп, он не поражает вокальными экзерсисами, оставаясь на протяжении всего альбома примерно в одном, не самом широком диапазоне, но звучит все очень славно. За рэп в альбоме отвечает Айс-Ти, и для кого-то это может прозвучать как насмешка, дурацкая шутка. В самом деле, несколько раз приходилось наблюдать за реакцией рок-фанов, в первый раз слушающих альбом и внезапно натыкающихся на этот фрагмент. Случалось, даже не верили, что это BLACK SABBATH. Но факт есть факт, Тони Айомми пошел на такой смелый эксперимент и привлек рэпера к сотрудничеству. И здесь опять-таки проявилось мастерство на уровне гениальности — это не режет слух и не выглядит чужеродно, хотя несколько странно. Открывающий трек The Illusion Of Power вообще отличается зловещей мрачностью, отсылающей к первоначальным годам, а истеричная скороговорка Мартина в куплетах создает основу для последующего восприятия рэпового куска.

  • Хэви и рэп, совмещение жанров на модной волне.

Каждая песня в альбоме значима, ни одна не выбивается из общего ряда, хотя все исполнены в разных форматах. Настоящим шедевром альбома стал третий трек, Shaking Off The Chains, где тяжелый хард обрамлен двумя балладными фрагментами. Увесистый ритм-н-блюз Sick And Tired напоминает о 80-х, неся в себе атмосферу старомодного AOR. В том же духе и заглавный трек альбома, Forbidden. Про каждую песню можно говорить отдельно, хотя многие из них выдержаны в едином формате, но ни про какую нельзя сказать, что она слаба. Альбом, минорный и тревожный, где нет ни одного жизнерадостного момента, в самом деле можно назвать одним из лучших альбомов группы BLACK SABBATH.

Released: JJune 20, 1995
Label: I.R.S.
Producer: Ernie C