Американские «авиа-невидимки» имеют некоторые уязвимости, о которых замалчивает как Пентагон, так и компании-создатели самолётов-невидимок - B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Эти недочёты способны сделать технологию stealth абсолютно бессмысленной.
Первоначально все названные выше самолёты характеризовались не иначе, как превосходящие все аналоги мировой боевой авиации. Пентагон не любит неудач с оружием, на создание которого были потрачены астрономические суммы. Но на войне серьёзные потери, причиной которых станут эти «замалчивания», неизбежны.
Для обычных самолётов, как известно, успех боевой задачи характеризуется формулой «первый увидел — первый выстрелил — первый убил». Технология «стелс» добавляет к первым двум звеньям этой цепочки определение «незаметно», которое обосновывается в первую очередь показателями эффективной поверхности рассеивания — ЭПР. Для характеристики самолётов-невидимок он играет одну из ключевых ролей. Оценку ЭПР современных самолётов неоднократно проводили и российские и западные эксперты. И эти данные несколько разнятся в связи с тем, что зарубежные аналитики зачастую имеют непосредственное отношение к самим разработкам, из-за чего итоги не совсем объективны.
Зарубежные эксперты зачастую говорят о практически тысячекратном уменьшении ЭПР для самолётов пятого поколения, но при этом тактично избегают говорить о том, при какой дальности обнаружения проводились измерения. С научной же стороны вопроса, согласно техническим расчётом, дальность обнаружения для самолётов с технологией stealth возможно сократить лишь на треть, поскольку она пропорциональна корню четвёртой степени от самой величины ЭПР. По сути это обозначает, что дистанция обнаружения может быть сокращена примерно в 5,6 раза.
Дистанция обнаружения обычного самолёта радарами — 300 километров, для «невидимого» F-35 этот показатель составит 150-250 километров. В результате он, совершая миссию, всё же попадёт в зону действия, например, ЗРК «Бук-М2» или ЗРС С-300В4 и в связи с недостатком манёвренности не сможет уйти от поражения зенитной ракетой. Предварительное целеуказание ЗРК ПВО способны получить от межвидовых РЛС, которые работают в метровом диапазоне (в нём любые самолёты-невидимки видны ещё на дальних рубежах.
В 2009 году Австралийское независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) провело сравнение самолётов 5-го поколения (F-22 и F-35) с новейшей российской техникой. По итогам суммирования множества показателей F-22 набрал 2 очка F-35 получил отрицательный результат (-8 очков), а наш Т-50 (более известный как Су-57) набрал +5 баллов.
Одной из особенностей российского самолёта является применение композитных материалов, которые отражают радиоволны хуже, чем металл, что по факту означает невозвращение ответного сигнала обратно к радару. Конструкция ПАК ФА в свою очередь примечательна тем, что улучшая показатель ЭПР, она не сказывается на скоростных и манёвренных качествах самого истребителя. В то время как американская stealth-технология основывается на рассеивании излучения радара. По факту эффективность «стелс» оказывается в зависимости от диапазона частот радара ПВО противника. Она нацелена в первую очередь на современный Х-диапазон, поэтому довольно уязвима перед более старыми ПВО, работающими на L-диапазоне частот. Опасен для «невидимок» и Ка-диапазон. А уж для противодействия системам, работающим не в одном диапазоне, stealth и вовсе бесполезна.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"