Найти тему
Еженедельник "Звезда"

«Ахиллесова пята» технологии stealth

Американские «авиа-невидимки» имеют некоторые уязвимости, о которых замалчивает как Пентагон, так и компании-создатели самолётов-невидимок - B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Эти недочёты способны сделать технологию stealth абсолютно бессмысленной.

 lockheedmartin.com
lockheedmartin.com

Первоначально все названные выше самолёты характеризовались не иначе, как превосходящие все аналоги мировой боевой авиации. Пентагон не любит неудач с оружием, на создание которого были потрачены астрономические суммы. Но на войне серьёзные потери, причиной которых станут эти «замалчивания», неизбежны.

Для обычных самолётов, как известно, успех боевой задачи характеризуется формулой «первый увидел — первый выстрелил — первый убил». Технология «стелс» добавляет к первым двум звеньям этой цепочки определение «незаметно», которое обосновывается в первую очередь показателями эффективной поверхности рассеивания — ЭПР. Для характеристики самолётов-невидимок он играет одну из ключевых ролей. Оценку ЭПР современных самолётов неоднократно проводили и российские и западные эксперты. И эти данные несколько разнятся в связи с тем, что зарубежные аналитики зачастую имеют непосредственное отношение к самим разработкам, из-за чего итоги не совсем объективны.

Зарубежные эксперты зачастую говорят о практически тысячекратном уменьшении ЭПР для самолётов пятого поколения, но при этом тактично избегают говорить о том, при какой дальности обнаружения проводились измерения. С научной же стороны вопроса, согласно техническим расчётом, дальность обнаружения для самолётов с технологией stealth возможно сократить лишь на треть, поскольку она пропорциональна корню четвёртой степени от самой величины ЭПР. По сути это обозначает, что дистанция обнаружения может быть сокращена примерно в 5,6 раза.

Дистанция обнаружения обычного самолёта радарами — 300 километров, для «невидимого» F-35 этот показатель составит 150-250 километров. В результате он, совершая миссию, всё же попадёт в зону действия, например, ЗРК «Бук-М2» или ЗРС С-300В4 и в связи с недостатком манёвренности не сможет уйти от поражения зенитной ракетой. Предварительное целеуказание ЗРК ПВО способны получить от межвидовых РЛС, которые работают в метровом диапазоне (в нём любые самолёты-невидимки видны ещё на дальних рубежах.

В 2009 году Австралийское независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) провело сравнение самолётов 5-го поколения (F-22 и F-35) с новейшей российской техникой. По итогам суммирования множества показателей F-22 набрал 2 очка F-35 получил отрицательный результат (-8 очков), а наш Т-50 (более известный как Су-57) набрал +5 баллов.

Одной из особенностей российского самолёта является применение композитных материалов, которые отражают радиоволны хуже, чем металл, что по факту означает невозвращение ответного сигнала обратно к радару. Конструкция ПАК ФА в свою очередь примечательна тем, что улучшая показатель ЭПР, она не сказывается на скоростных и манёвренных качествах самого истребителя. В то время как американская stealth-технология основывается на рассеивании излучения радара. По факту эффективность «стелс» оказывается в зависимости от диапазона частот радара ПВО противника. Она нацелена в первую очередь на современный Х-диапазон, поэтому довольно уязвима перед более старыми ПВО, работающими на L-диапазоне частот. Опасен для «невидимок» и Ка-диапазон. А уж для противодействия системам, работающим не в одном диапазоне, stealth и вовсе бесполезна.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"