В 1918 году по инициативе В.И. Ленина был принят план монументальной пропаганды, целью которого было распространение коммунистических идей среди широких народных масс. Для достижения поставленной цели было необходимо определить список и ликвидировать памятники, не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг»; организовать конкурс на проекты памятников в ознаменование Великого Октября; произвести замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов новыми, отражающими «идеи и чувства революционной трудовой России».
Был составлен целый «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР», состоящий из 66 имен, включающий революционеров, писателей, философов, ученых, художников, композиторов. Возглавлял данный перечень римский гладиатор Спартак, в конце списка находился В. Володарский, ставший жертвой теракта, устроенного эсерами за месяц до утверждения окончательного варианта постановления. План монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Однако благородная цель столкнулась с трудностями, вызванными разрухой Гражданской войны. Из-за нехватки материалов приходилось использовать недолговечные материалы гипс, бетон, дерево и т.д., поэтому многие памятники спустя некоторое время (иногда хватало и нескольких дней) оказались в запустении и не сохранились до наших дней.
Предлагаем вашему вниманию перечень необычных и зачастую спорных монументов, которые возводились на "скорую руку" и у современного обывателя может вызвать разве что улыбку.
Памятник Александру Радищеву (Петроград)
22 сентября 1918 года в Петрограде был торжественно открыт памятник Александру Николаевичу Радищеву — первый из установленных в городе по ленинскому плану монументальной пропаганды. Памятник революционеру-декабристу Радищеву (так было указано в «Петроградской правде») установили, как думалось тогда, временно, чтобы потом заменить гипс на более прочный материал. Скульптуру разместили в проломе ограды Зимнего дворца со стороны набережной. Дело в том, что в ходе революционных событий часть каменной ограды с решёткой была разрушена, а груда огромных камней постамента дворцовой решётки валялась здесь же, у набережной. Небольшой гипсовый бюст вылепил скульптор Леонид Шервуд, служивший в то время в Эрмитаже реставратором. Судьба памятника оказалась трагичной, уже в январе 1919 года бюст упал с постамента и разбился на мелкие кусочки.
Памятник Софье Перовской (Петроград)
Торжественное открытие памятника участнице революционной организации "Народная воля" Софье Перовской у Николаевского (Московского) вокзала состоялось в Петрограде 29 декабря 1918 года.
Автором памятника был итальянский скульптор-кубофутурист Орландо Гризелли. По воспоминаниям современников, памятник произвел на людей удручающее впечатление. Народный комиссар просвещения Луначарский писал: "Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской". Баронесса Мария Врангель, в своих записках так отзывалась о новом монументе: «Поставили Перовской — пришлось убрать. Изображение было в виде не то громадной летучей мыши, не то сталактита, стояло у Николаевского вокзала, все, проходя, невольно останавливались и вместо почтения покатывались со смеха». В апреле 1919 года памятник убрали "по просьбам трудящихся"
Памятник Робеспьеру (Москва)
Герой Великой Французской революции Максимилиан Робеспьер разделил участь Радищева, только еще быстрее. Памятник появился в Александровском саду к первой годовщине революции 3 ноября 1918 года, а уже 7 ноября превратился в груду обломков. Причиной тому мог послужить некачественный бетон, использовавшийся при работе над памятником, либо белогвардейская диверсия (данной версии придерживались большевики).
Памятник Степану Разину с ватагой (Москва)
1 мая 1919 года на Лобном месте, с которого был оглашен приговор о четвертовании мятежного атамана Степана Разина, появилась скульптурная группа, изображающая казачьего предводителя и его окружение. Помимо атамана в группу входили бравые донские казаки и конечно же, знаменитая персидская княжна. Поражает "разнообразие" материалов, использованных для создания композиции. Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента. Скульптурная группа простояла на площади недолго, всего 25 дней. Затем «Разина с ватагой» перенесли в музей.
Монумент "Серп и молот" (Ташкент)
В период с 1919 по 1926 год в центральном сквере Ташкента, который носил имя революционерки Марии Спиридоновой (ныне сквер Эмира Тимура) находился монумент "Серп и молот", созданный в конструктивистом стиле. Он также использовался в качестве трибуны для выступлений.