Чтобы написать хороший текст, автору нужны надежные источники информации. Основным доступом к новым сайтам остаются поисковые системы и ссылки в других ресурсах (сайты, СМИ, социальные сети).
К сожалению, алгоритмы ранжирования устроены так, что пользователю на глаза часто попадает не самая правильная информация. Алгоритмы учитывают авторитетность сайта, компетентность автора, но наряду и выбор пользователя. Чем чаще люди выбирают тот или иной источник, тем выше он ценится поиском.
Техническая SEO-оптимизация также выводит сайты с сомнительной информацией на первые строчки поиска.
Слепо доверять источнику только потому, что он находится в топе Google или Яндекс, нельзя. Это дело технической оптимизации.
Все это приводит к тому, что по умолчанию доверять нельзя ничему, пока источник не доказал свою достоверность.
Источники, которым можно верить
Официальные сайты и источники
Это сайты производителей, государственных органов, компаний, оказывающих услуги. Сюда отнесем законы и юридические документы, договоры, техническая/сопроводительная документация к продуктам (инструкции, мануалы).
Признанные (а не самоназванные) эксперты на официальных событиях или сайтах
Это личные блоги экспертов, официальные тематические события (конференции, вебинары), официальные СМИ.
Экспертные мнения часто разбирают на цитаты и подкрепляют ими статьи без ссылки на первоисточник, просто с указанием имени и фамилии, должности, организации. Эту информацию необходимо проверять.
Экспертное мнение в его личном блоге — хороший первоисточник, выступление эксперта на официальном событии — тоже. Нетематический сайт с упоминанием слов эксперта — плохой источник.
Статистика, исследования независимых источников
Вот отличная подборка независимых источников данных для подтверждения/опровержения любого факта.
Не стоит доверять частным исследованиям, статистике, первоисточник которой сложно/невозможно определить.
Есть очень интересная история о способности золотой рыбки концентрировать внимание на протяжении всего 8 секунд. Этот факт подхватили всемирно известные издания как Time Magazine, The Telegraph, The Guardian, New York Times, National Post. Но подтвердить его журналистам ВВС не удалось, так как первоисточник закрыл доступ к исследованию, а его интерфейс оказался весьма сомнительным.
Любое независимое исследование необходимо ставить под сомнение:
- возможно, компании выгодно получить именно такие результаты
- каков масштаб выборки для исследования — цифры имеют значение. Если, к примеру, эксперимент проводился на 10 участниках, то говорить о статистической достоверности результатов не приходится.
Энциклопедии, справочники, книги, научные издания
Эти источники предоставляют более качественную и проверенную информацию, чем сайты. Их недостаток в том, что данные быстро устаревают, а книги так быстро не переиздаются.
Википедия не является надежным источником информации, но она дает много ссылок на первоисточники фактов, указанных в описании темы. Вот чем ценен этот ресурс.
Сомнительные источники
Социальные сети — информация не проверяется, нет гарантий в ее достоверности. Пост может быть удален, перенесен в личный профиль, доступ к нему может быть закрыт.
Ненадежные источники
Общетематические сайты, Википедия (сами статьи, потому что редактировать информацию в электронной энциклопедии может кто-угодно), сайты, на которых опубликовать материал может кто-угодно.
Если вы пишете статью про пластиковые окна, то хорошим источником станет блог или официальный сайт производителя, а не заметка на новостном местном ресурсе.
Спонсорские материалы — такие материалы часто имеют отметку. В них информация подается так, как выгодно спонсору. Не факт, что она соответствует действительности.
Как проверить сайт на надежность
Далее приведем алгоритм, который, хоть и не на 100%, но поможет вам определять надежность источника:
- отсутствие агрессивной рекламы — ни один уважающий себя сайт не перегружает интерфейс рекламой, в особенности нетематической, кликбейтной. Допустимо, что источник рекламирует тематические события, собственные материалы.
- наличие собственных аналитических материалов и авторских колонок, интервью с отраслевыми экспертами.
- все материалы оформлены качественно, статьи имеют структуру — подзаголовки, абзацы, списки, информационные врезы и фактоиды, цитаты.
- ссылки на первоисточники данных. Ссылки стоит проверить. Авторитетный сайт не должен ссылаться на сомнительные источники и сайты — посредники информации.
- на сайте есть информация о том, кто несет ответственность за публикации. В разделе О нас/О сайте указана организация, которая занимается сбором и публикацией данных, состав редакционной группы. Если в разделе указан только адрес электронной почты для связи и пометка о том, что все данные защищены, то такой источник не может быть достоверным.
Всегда проверяйте источник перед тем, как использовать его данные. Это убережет от глупых, а иногда и критичных для репутации бизнеса (для которого вы пишете текст) ошибок.