Найти тему

Святослав. Разгром Хазарского каганата. Выход к Волге.

Святослав формировал дружинное войско имея в виду важнейшую для Руси военно-стратегическую задачу свободного выхода на Волжский серебряный торговый путь, находящийся под контролем Хазарского Каганата и исламской Булгарии.

Летописный рассказ о дани киевских полян хазарам, относится к древнейшим преданиям, в нем звучат явно отрицательные эмоции к хазарам. «Хазария традиционно была врагом в истории становления Руси, врагом постоянным, упорным, жестоким и коварным» [Сахаров А.Н. Мы от рода русского. Рождение русской дипломатии. - Л., 1986, c. 263]. "Хазария - злой гений Древней Руси IX-X веков" [Л.Н. Гумилев. Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник" №7, 1991, с. 144].

Л.Н. Гумилев, характеризуя Хазарию, пишет: "Каганат, получивший в истории наименование Хазарского, представлял собой типичную этническую химеру. Сам Каганат возглавлялся иудейской верхушкой, а военные операции правители Хазарии осуществляли руками
мусульманских наемников. Политикой этого государства стала эксплуатация природных богатств Восточной Европы и получение колоссальных прибылей с Великого шелкового пути... ценности Руси и жизни ее богатырей высасывал военно-торговый спрут Хазария". По мнению Л.Н. Гумилева в середине X века Хазария находилась в состоянии перманентной войны с Русью. [Там же, с. 144, 146].

Каганат возглавлялся иудеями во главе с царем, основой военного могущества которого была 12 тыс. мусульманская гвардия наемников-хорезмийцев, получавших денежное жалованье. Известен документ времени правления (нач. X в.) Кагана Хазарии Вениамина, в котором, в частности, пишется: «страх {перед воинами Хазарии царил среди народов} вокруг нас, и они не смогли подняться {воевать} против власти Хазарии» [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – СПб., 2000, c. 131].

Хазарский Каганат в VIII-X вв.
Хазарский Каганат в VIII-X вв.

Хазарский Каган Иосиф самодовольно писал о себе как о «могучем царе, которого не обращают в бегство (никакие) войска и не заставляет отступать назад вид (никаких) полчищ». Касаясь истории хазарских иудеев, Иосиф сообщает: «Всесвятой … дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами… С помощью Божией они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня». Иосиф кичливо пишет о своем предназначении: «Я охраняю устье реки (Волги) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмаильтян. Я веду с ними войну» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.) - М., 2009, т. III, c. 197, 198, 205].

Известный советский историк М.И. Артамонов пишет: «Святослав хотел не только разгромит Хазарию, но и овладеть основными ее территориями на Волге, на Керченском проливе и на Дону с тем, чтобы полностью взять в свои руки контроль над восточной торговлей, игравшей весьма важную роль в экономике Русского государства. Это был хорошо рассчитанный удар, в результате которого хазары лишались базы для своего дальнейшего паразитического существования и, утратив экономические основы своего военного могущества, переставали быть опасными для Руси. Ближайшим поводом для похода Святослава могли быть препятствия, чинимые болгарами и хазарами русским купцам» [Артамонов М.И. История хазар. - Л., 1962, c. 429].

Сформировав личную дружину в Гнёздово, Святослав в 964 году прибыл с ней в Киев к своим воинским воспитателям Свенельду и Асмуду, которых посвятил в план разведовательного похода в сторону Волги, имея в виду дальнейшую войну с Хазарией. Святослав понимал, что с одной дружиной из нескольких сот человек, выступить против хазар невозможно, даже если ему помогут киевские варяги. Необходимо было многочисленное войско дружинного типа, на основе мощных варяжских (норманнских) воинских ресурсов Придонья и Приазовья. Судя по всему, именно дельные советы и помощь Свенельда и Асмуда, стали решающими для последующего успеха воинских действий Святослава.

По летописям, киевский воевода Свенельд по сути выступает как некий персонифицированный собирательный образ, игравший серьезную политическую роль на протяжении многих десятилетий при княжениях Игоря, Святослава и Владимира. Возможно, что варяжский род Свенельда укоренился в Киеве еще с времен Аскольда и Дира. После прихода Олега, род Свенельда перешел на его сторону, и со временем, стал политически доминирующим в Киеве.

Судя по всему, род Свенельда, олицетворял собой не только родовые отношения, но касался более широких политических аспектов. Корневое Свен (нем. Swen, Sven, дат. Svend, швед. Sven, исл. и др.-.сканд. Sveinn, англ. Sweyn) - имя германского происхождения со значением "молодой человек", "юноша". Впечатляет список скандинавских властителей тех времен с этим именем: Свен Вилобородый (960-е-1014) - король Дании (с 986 года), Норвегии (в 986-995 годах и с 1000 года) и Англии (с 1013 года); Свейн, сын Хакона Могучего (ум. 1016) - соправитель Норвегии (в 1000-1015 годах); Свен Кнутссон (около 1016-1035) - король Норвегии (с 1030 года), внук Свена Вилобородого; Свен II Эстридсен (1020—1074?) - король Дании (с 1047 года), внук Свена Вилобородого; Свен III Грате (около 1125-1157) - король Дании (с 1046 года),

В эпоху позднего рода-племенного строя большое значение для политической легитимизации значило имя военного вождя, связанное с именем его рода. Безродных вождей не было. Святослав, рожденный по матери и отцу от разных родов, не мог носить имя доминирующего рода. Не случайно, что его современник император Константин, упоминает, что Святослав ребенком княжил в Немогарде, городе неизвестного названия.

Для дружины Святослава, имя его рода было не важно, ведь она служила за деньги, но для дружинного языческого войска это было весьма существенно. Именно на это обстоятельство указал Святославу Свенельд, - чтобы стать военным вождем дружинного войска, он должен быть не безродным, но иметь родовое имя известное многим и всем, например, благородное имя Свен. Именно поэтому, Святослав решил принять руководство дружинным войском под именем Свентослав - "молодым славным вождем (королем)", что в греческой транскрипции было названо Константином как Сфентослав.

Святослав (худ. Вл. Киреев)
Святослав (худ. Вл. Киреев)

На еще одно важное обстоятельство указал Святославу Асмуд, как знатный представитель рода ассов Придонья и Приазовья. Святославу для более прочной связи со своим дружинным войском, желательно было принять исконные нравы и обычаи этой местности, сходным образом одеваться и внешне мало отличаться от своих воинов. Византийский историк Лев Диакон, как свидетель, оставил нам бесценное описание южно-русского облика Святослава: : «он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой" [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 82].

Сформировав дружинное войско, в том же 964 году, Святослав двинулся походом на земли Приокских славянских вятичей, подпавших под власть хазар. Вятичи выплачивали дань Хазарии по шелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи.

Совет Святослава Игоревича со своими воинами о новых походах; беседа Святослава Игоревича с вятичами о дани (миниатюра из Радзивилловской летописи)
Совет Святослава Игоревича со своими воинами о новых походах; беседа Святослава Игоревича с вятичами о дани (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Святослав, узнав от старейшин вятичей о хазарской дани, посоветовал им отныне дань хазарам не платить. Но, при этом. в отличие, например, от Олега или Игоря, хазарскую дань вятичей не перевел на себя. Таким образом, в походе на вятичей Святослав выступил в роли не их нового поработителя, но освободителя от хазарского ига.

Хазарский Каган Иосиф, узнав о самоуправстве Святослава, пришел в ярость и решил лично выступить против него и уничтожить раз и навсегда. Однако, стратегическая инициатива была в руках Святослава, он, опережая Иосифа, в 965 году стремительно вторгся прямо в Хазарию, прорвавшись к Итилю - южной столице хазар. По мнению Л.Н. Гумилева, Святослав при подходе к Итилю использовал свой речной флот на Волге [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 148]. Во встречном сражении Святослав наголову разгромил наемную мусульманскую гвардию, предводимую царем Иосифом, после чего осадил северную хазарскую столицу Саркел (Белую Вежу).

Сражение войск Святослава Игоревича с войсками хазарского Кагана, закончившееся победой русских (миниатюра из Радзивилловской летописи)
Сражение войск Святослава Игоревича с войсками хазарского Кагана, закончившееся победой русских (миниатюра из Радзивилловской летописи)
Падение Хазарии (худ. А.М. Булдаков)
Падение Хазарии (худ. А.М. Булдаков)

Пленив Иосифа, Святослав сокрушил Хазарский Каганат, тем самым подчинив себе весь огромный южный регион Приазовья, Прикаспия и Прикавказья. После разгрома Каганата, хазарские иудеи бежали в Крым и на запад в Европу, а сами хазары приняли мусульманство. Узнав о сокрушительной победе Святослава над хазарами, вятичи в 966 году приняли его власть поднеся ему дань. Во времена Святослава начинается активное расселение славян в регионе северного Причерноморья и Приазовья.

Приношение вятичами дани Святославу Игоревичу (миниатюра из Радзивилловской летописи)
Приношение вятичами дани Святославу Игоревичу (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Хазарская Тмутаракань при Святославе со временем стала южным русским княжеством, центром русского присутствия на Кавказе и Причерноморье. По летописцу, после взятия Белой Вежи, стоящей в нижнем течении Дона, Святослав имел боестолкновения с ясами и соседними с ними касогами, жившими на Кубани. Белая Вежа (Саркел) и Тмутаракань на Керченском проливе обеспечивали связи Руси с Кавказом и открывали путь из Днепра на Волгу и Каспийское море. В том же 966 году, Святослав, вступив в Средневолжье, разгромил государство мусульманских булгар.

Походы Святослава 966-968 гг. (отмечены черными стрелками)
Походы Святослава 966-968 гг. (отмечены черными стрелками)

Таким образом, в ходе выдающегося для русской истории 3-х летнего похода, Святослав освободил народы Приволжья, в том числе славян, от тяжкой кабалы хазарского ига и торгового грабежа булгарских купцов. Что разгром был очень силен пишет современник этих событий Ибн-Хаукаль (976-977): «в настоящее время ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара не осталось и следа» [Гаркави А.Я. Сказанiя мусульманских писателей о хазарах и русских. - СПб., 1870, c. 218-219]. По Л.Н. Гумилеву, в результате похода Святослава: "Хазарский каганат исчез не только как государство, но и как важный элемент системы международных связей... Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору, крайне для них ценную" [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 148].

Ибн Хаукаль отныне называет Волгу «Нахр ар-рус», то есть Русская река [Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М., 1990, c. 115, 159].

15 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника князю Святославу Игоревичу в Холках. Вячеслав Клыков поставил свою величественную тринадцатиметровую скульптурную группу в Холках, поскольку северная граница Хазарского каганата проходила примерно в тех краях. Скульптор изобразил киевского князя Святослава верхом. Его конь попирает упавшего воина, который держит в руке щит. На щите изображена "звезда Давида". "Звезду Давида" со щита поверженного хазарина в дальнейшем стерли. Не обошлось без вмешательства "знатоков-историков" утверждавших, что во времена Святослава "звезда Давида" как символ иудеев тогда еще не существовала, самое раннее упоминание о ней (под названием "щит Давида") содержится в рукописи начала XII века.

-9

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.