Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Зачем на тепловозе 2ТЭ116 сделаны косые лобовые окна против всех правил аэродинамики?

Недавно на одном из интернет-форумов я увидел как разгорелась довольно жаркая дискуссия по поводу особенностей конструкции кабин грузовых тепловозов серий 2ТЭ10 и 2ТЭ116. Речь шла о том, что лобовые окна этих советских локомотивов имеют характерный отрицательный угол наклона.

Грузовой магистральный тепловоз серии 2ТЭ116 приписки ТЧ-18 Дно в классической заводской зелёной ливрее. Фото: Алексей Алексеев
Грузовой магистральный тепловоз серии 2ТЭ116 приписки ТЧ-18 Дно в классической заводской зелёной ливрее. Фото: Алексей Алексеев

Зачем конструкторы тепловоза применили данное техническое решение, обсуждали посетители форума? Ведь очевидно, что это противоречит всем элементарным правилам аэродинамики, увеличивая тем самым сопротивление встречному воздушному потоку.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Если обратить внимание на опыт локомотивостроения, то можно отметить, что пассажирские машины (тепловозы и электровозы) имеют явно выраженный положительный угол наклона лобовых окон.

Магистральный пассажирский тепловоз серии ТЭП70. Фото: Денис Доронин
Магистральный пассажирский тепловоз серии ТЭП70. Фото: Денис Доронин

У "Сапсана" с этим делом так и вообще всё очень хорошо.

Снимок из кабины тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Снимок из кабины тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

Даже если сравнивать между собой тепловозы 2ТЭ116 и 2М62, то разница в конструктивных решениях здесь на глаз видна очень хорошо.

В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев

Однако как машинист скажу вам, что аэродинамика здесь вообще ни при чем. Если в пассажирских поездах (да и то со скоростями движения свыше 100 км/ч) это действительно как-то оправдано, то в грузовых поездах лобовое сопротивление локомотива воздушному потоку ничтожно, по сравнению с завихрениями воздушных масс между вагонами в его составе. Скорости движения грузовых поездов существенно ниже чем пассажирских, а наибольшая разрешенная скорость для движения грузовых поездов всего 80 км/ч. На некоторых участках отечественных магистралей и того меньше всего 50-70 км/ч.

К тому же полновесный грузовой поезд, массой к примеру скажем в 5000 тонн, который разогнали до установленной скорости, обладает очень большим запасом кинетической энергии, величина которой во много раз превосходит сопротивление, созданное набегающим воздушным потоком.

Тепловоз 2ТЭ116 частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) следует по станции Ржев-Белорусский с наливным поездом. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз 2ТЭ116 частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС) следует по станции Ржев-Белорусский с наливным поездом. Фото: Алексей Алексеев

На форуме были и ещё несколько вариантов ответов, зачем сделаны косые окна на 2ТЭ116, начиная от того что якобы мелькание шпал при таком устройстве меньше отвлекает машиниста от управления поездом или что таким образом улучшен обзор в момент сцепления с составом (как машинист скажу, что автосцепка и при таком устройстве остекления все равно не видна из кабины).

Не будем дальше гадать и ходить вокруг да около, а лучше всего обратимся к первоисточнику - технической литературе по устройству механического оборудования тепловоза серии 2ТЭ116, чтобы дать точный ответ на данный вопрос.

Тепловоз 2ТЭ116 С.П. Филонов издание 2-е переработанное, Москва 1985г.
Тепловоз 2ТЭ116 С.П. Филонов издание 2-е переработанное, Москва 1985г.

Уточним то, что кабина машиниста является постоянным рабочим местом локомотивной бригады при управлении тепловозом. Она должна быть удобной и удовлетворять требованиям санитарных норм, поскольку локомотивная бригада может в ней проводить до 12 часов рабочей смены.

Боковые окна раздвижные, имеют  поворотные предохранительные щитки. Для остекления всех окон и  предохранительных щитков применены безосколочные стекла (триплекс - многослойное стекло). Фото: Алексей Алексеев
Боковые окна раздвижные, имеют поворотные предохранительные щитки. Для остекления всех окон и предохранительных щитков применены безосколочные стекла (триплекс - многослойное стекло). Фото: Алексей Алексеев

Расположение окон и их конструкция должны обеспечивать хороший обзор пути, а также видимость путевых сигналов.

Обзор - отличный! Фото: Алексей Алексеев
Обзор - отличный! Фото: Алексей Алексеев

"Для уменьшения воздействия прямых солнечных лучей и бликов лобовые окна имеют отрицательный угол установки". А вот и правильный ответ!

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

При таком наклоне на внутренней поверхности стекла не отражается яркое солнце, светящее в кабину, угол отражения света от лобового стекла направлен в тень потолка кабины и блики почти не видно.

Стоит отметить, что подобное устройство лобовых окон применяется и в судостроении. Рулевые рубки на кораблях тоже имеют отрицательный угол наклона стёкол, что позволяет уменьшить отражение от ярких солнечных бликов.

Фото из открытых источников в сети
Фото из открытых источников в сети

Помимо этого отрицательный угол наклона лобовых окон осуществляет также и тепловую защиту от палящего солнца, обеспечивая нормальные условия для работы локомотивной бригады.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На более поздних сериях грузовых тепловозов серии 2ТЭ116, с индексами У и УД, конструкторы Луганского (бывшего ворошиловоградского завода) отказались от данного технического решения. Кабины управления новых тепловозов получили уже иные формы, не имеющие отрицательного наклона лобовых окон.

Магистральный грузовой тепловоз серии 2ТЭ116У у пункта подменных локомотивных бригад в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев
Магистральный грузовой тепловоз серии 2ТЭ116У у пункта подменных локомотивных бригад в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев

По своему опыту как машинист, работающий на тепловозах серии 2ТЭ116, могу точно сказать, что подобное конструкторское решение действительно уменьшает блики на лобовом окне, особенно в тёмное время суток от ярких ламп освещения пульта управления.

Ночью на станции Осташков. Вид из кабины тепловоза 2ТЭ116, бликов на лобовом окне от пульта управления как мы здесь видим нет. Фото: Алексей Алексеев
Ночью на станции Осташков. Вид из кабины тепловоза 2ТЭ116, бликов на лобовом окне от пульта управления как мы здесь видим нет. Фото: Алексей Алексеев

А в ненастную дождливую погоду на стоянке позволяют вообще даже не включать щетки стеклочистителей.

Тепловоз серии 2ТЭ116 частной компании БТС в новой тёмной ливрее. Под лобовыми окнами тепловоза видны защелки люков бункеров для песка. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии 2ТЭ116 частной компании БТС в новой тёмной ливрее. Под лобовыми окнами тепловоза видны защелки люков бункеров для песка. Фото: Алексей Алексеев

Теперь вы знаете точный ответ на данный вопрос, и возможно однажды проходя мимо такого мощного брутального тепловоза как 2ТЭ116, сможете уже и другим подсказать, зачем стёкла имеют отрицательный угол наклона.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram