Недавно на одном из интернет-форумов я увидел как разгорелась довольно жаркая дискуссия по поводу особенностей конструкции кабин грузовых тепловозов серий 2ТЭ10 и 2ТЭ116. Речь шла о том, что лобовые окна этих советских локомотивов имеют характерный отрицательный угол наклона.
Зачем конструкторы тепловоза применили данное техническое решение, обсуждали посетители форума? Ведь очевидно, что это противоречит всем элементарным правилам аэродинамики, увеличивая тем самым сопротивление встречному воздушному потоку.
Если обратить внимание на опыт локомотивостроения, то можно отметить, что пассажирские машины (тепловозы и электровозы) имеют явно выраженный положительный угол наклона лобовых окон.
У "Сапсана" с этим делом так и вообще всё очень хорошо.
Даже если сравнивать между собой тепловозы 2ТЭ116 и 2М62, то разница в конструктивных решениях здесь на глаз видна очень хорошо.
Однако как машинист скажу вам, что аэродинамика здесь вообще ни при чем. Если в пассажирских поездах (да и то со скоростями движения свыше 100 км/ч) это действительно как-то оправдано, то в грузовых поездах лобовое сопротивление локомотива воздушному потоку ничтожно, по сравнению с завихрениями воздушных масс между вагонами в его составе. Скорости движения грузовых поездов существенно ниже чем пассажирских, а наибольшая разрешенная скорость для движения грузовых поездов всего 80 км/ч. На некоторых участках отечественных магистралей и того меньше всего 50-70 км/ч.
К тому же полновесный грузовой поезд, массой к примеру скажем в 5000 тонн, который разогнали до установленной скорости, обладает очень большим запасом кинетической энергии, величина которой во много раз превосходит сопротивление, созданное набегающим воздушным потоком.
На форуме были и ещё несколько вариантов ответов, зачем сделаны косые окна на 2ТЭ116, начиная от того что якобы мелькание шпал при таком устройстве меньше отвлекает машиниста от управления поездом или что таким образом улучшен обзор в момент сцепления с составом (как машинист скажу, что автосцепка и при таком устройстве остекления все равно не видна из кабины).
Не будем дальше гадать и ходить вокруг да около, а лучше всего обратимся к первоисточнику - технической литературе по устройству механического оборудования тепловоза серии 2ТЭ116, чтобы дать точный ответ на данный вопрос.
Уточним то, что кабина машиниста является постоянным рабочим местом локомотивной бригады при управлении тепловозом. Она должна быть удобной и удовлетворять требованиям санитарных норм, поскольку локомотивная бригада может в ней проводить до 12 часов рабочей смены.
Расположение окон и их конструкция должны обеспечивать хороший обзор пути, а также видимость путевых сигналов.
"Для уменьшения воздействия прямых солнечных лучей и бликов лобовые окна имеют отрицательный угол установки". А вот и правильный ответ!
При таком наклоне на внутренней поверхности стекла не отражается яркое солнце, светящее в кабину, угол отражения света от лобового стекла направлен в тень потолка кабины и блики почти не видно.
Стоит отметить, что подобное устройство лобовых окон применяется и в судостроении. Рулевые рубки на кораблях тоже имеют отрицательный угол наклона стёкол, что позволяет уменьшить отражение от ярких солнечных бликов.
Помимо этого отрицательный угол наклона лобовых окон осуществляет также и тепловую защиту от палящего солнца, обеспечивая нормальные условия для работы локомотивной бригады.
На более поздних сериях грузовых тепловозов серии 2ТЭ116, с индексами У и УД, конструкторы Луганского (бывшего ворошиловоградского завода) отказались от данного технического решения. Кабины управления новых тепловозов получили уже иные формы, не имеющие отрицательного наклона лобовых окон.
По своему опыту как машинист, работающий на тепловозах серии 2ТЭ116, могу точно сказать, что подобное конструкторское решение действительно уменьшает блики на лобовом окне, особенно в тёмное время суток от ярких ламп освещения пульта управления.
А в ненастную дождливую погоду на стоянке позволяют вообще даже не включать щетки стеклочистителей.
Теперь вы знаете точный ответ на данный вопрос, и возможно однажды проходя мимо такого мощного брутального тепловоза как 2ТЭ116, сможете уже и другим подсказать, зачем стёкла имеют отрицательный угол наклона.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram