В одной из предыдущих моих публикаций на канале "Заповедная магистраль" я как-то рассказывал о закрытой в далёком уже ноябре 2001 года станции Чёрный Дор на Бологое-Полоцкой железной дороге (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд) и о том, что ценного мне удалось буквально чудом спасти из погибающего там вокзала.
Душевная и тихая такая была небольшая станция, с уютным деревянным вокзалом, уцелевшим до нашего времени и несколькими пустыми боковыми путями. Впрочем как и большинство станций на этой линии.
Погрузочная деятельность на самой станции и формирование поездов прекратились здесь ещё до начала 90-х прошлого столетия, но пока непрерывным потоком по линии шёл транзит в Прибалтику с нефтеналивными поездами, здесь регулярно происходило скрещение поездов.
В 2000г. движение транзитных на участке Бологое-Великие Луки в силу общего экономического упадка в стране было прекращено. Вскоре после этого события на дороге стали закрывать целые станции, увеличивая тем самым длину перегонов, в том числе и Чёрный Дор.
Окна вокзала наглухо заколотили досками, двери заперли на замки, обили снаружи железом, а станцию превратили в обычный остановочный пункт с характерной для этой линии низкой песчаной платформой для пассажиров.
Вот так и стоял вокзал в Чёрном Доре законсервированным и под присмотром примерно до 2016 года, пока на линии было ПЧ (путевая часть), которое использовало здание в качестве одного из околотков, где путейцы хранили свой нехитрый инвентарь, путевые сигнальные знаки, да грелись в одном крыле вокзала у печи холодной зимой во время обеденных перерывов.
Службу ПЧ с её околотками затем тоже ликвидировали, а сильно обветшавший от бесхозности старый вокзал так и остался стоять до настоящего времени без какой либо вообще охраны, доступный для любого желающего.
Но вернёмся собственно к теме нашего сегодняшнего разговора - находке одного из моих читателей, найденной внутри вокзала на станции Чёрный Дор.
Ну что в этом казалось бы такого необычного спросите вы? Просто какая-то алюминиевая бирка с указанием перегона "Чёрный Дор - Фирово" и всего лишь. Так то это да, но если присмотреться к ней внимательно профессиональным взглядом, то здесь есть кое что интересное, о чём можно рассказать вам мои дорогие читатели.
Не буду водить вас всех всё вокруг да около, а скажу сразу, что эта бирка от так называемого ключа-жезла (не путать с жезлом перегона при электрожезловой системе блокировки) перегона "Чёрный Дор - Фирово" из аппарата дежурного по станции. А вот кстати и сам уже раскуроченный мародёрами пульт в помещении вокзала, где когда-то сидел дежурный по станции.
"Долго ещё придётся сидеть дежурной по станции, ожидая поезда. Немного их здесь бежит. Долго ещё не перемигнуться лампы в стареньком пульте, с которого включали зелёный ещё паровозам. Часами продлится покой служебного одиночества, пока дежурный соседней станции наконец не запросит согласие на отправление поезда".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", 1996г.
А вот так выглядит похожий рабочий пульт дежурного аналогичной (и слава Богу всё ещё действующей) станции на этой же линии в Баталино.
Обратите внимание, внизу справа и слева в аппарате хорошо видны вставленные два ключа-жезла и точно такие же бирки как и та, что нашёл в Чёрном Доре читатель моего канала. Один из них служит для перегона "Баталино-Фирово" (тот что слева), а второй справа для перегона "Баталино-Куженкино".
Ключ-жезл должен всегда находится в аппарате дежурного по станции, а изымается из него только в случае неоходимости производства каких-либо работ с выходом за границу станции перегон (например при манёврах с выходом состава за границу станции или при работе хозяйственных прездов). Ключ-жезл вручается лично машинисту, являясь так сказать для него разрешением на отправление и одновременно гарантией того, что на время производства работ на данный перегон не может быть отправлен ни один другой поезд.
Границами станции на однопутном участке являются входные светофоры.
Вот так незаметно и практически бесследно уходит история повседневных трудовых будней провинциальной линии Бологое-Великие Луки, остаются лишь отголоски былой магистрали славы этой оторванной от больших потоков цивилизации дороги.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram