Как купить тур он-лайн дешевле
В 1905 году муж известной российской актрисы, блиставшей на подмостках императорских театров, Марии Гавриловны Савиной - Анатолий Евграфович Молчанов, заказал строительство особняка для своей жены.
Мария Савина с 1874 года была ведущей актрисой Александринского императорского театра. Она играла в пьесах Островского, который писал роли «под нее». Самыми яркими ролями Савиновой считались созданные ею образы героинь произведений Тургенева. Савина была основоположником и председателем Русского театрального общества (ныне Всероссийское театральное общество), инициатором первого общероссийского съезда сценических деятелей. Савина известна и своей заботой о нуждающихся – она основала дом для ушедших со сцены престарелых актеров (в наше время - Дом ветеранов сцены).
Здание было спроектировано инженером Михаилом Федоровичем Гейслером. Строительство начато было в 1905 году, а закончено в 1907.
Архитектор, бывший одним из ценителей таланта Марии Савиной, создавая проект, максимально старался воссоздать ауру творчества и духа театра. На первом этаже особняка большое место занимала библиотека, гардеробная. Рядом располагались кабинет и столовая. Гримерная комната, еще одна гардеробная и спальни находились на 2 этаже. Все помещения были декорированы росписью и витражами, посвященными театральной, исторической, мифологической тематикам.
После смерти актрисы в 1918 году Молчанов в особняке открыл музей, посвященный супруге. Он проработал до 1925 года.
Особняк построен в стиле модерн. Свободная и визуально легкая планировка фасада выстроена в соответствии с расположением внутренних помещений. Конструктивные и технологические решения являются одновременно элементами декора фасада. Отличительная особенность облика двухэтажного особняка – неодинаковые формы окон. Эта черта является одним из основных признаков стиля модерн, отличающим его от эклектики. Для особняка Савиной это решение было не функциональной необходимостью, а приемом стилизации. Точно так же в качестве стилистических акцентов в отделке использовались ярусы и отделка мелким гранитом-рапакиви и шероховатой штукатуркой. В этом видно влияние архитектора Ф.И. Лидваля и В.В. Шауба, которые одними из первых применяли разную фактуру наружной отделки. Отделка фасада была выполнена мастерами артели Чахотина.
В работах Гейслер зачастую большое внимание уделял растительному орнаменту. Есть он и в отделке особняка. Традиционными витые растительные узоры назвать нельзя. Здесь видны и легкость, и некая видимость спонтанности. Фриз фасада украшен майоликой. Боковые отделы здания подчеркивают живость композиции. При этом они максимально упрощены и визуально не связываются с главным фасадом. Подобная «однофасадность» была распространенной в городской застройке архитектурной особенностью.
Внутреннее убранство особняка весьма впечатляюще. Широкие лестничные марши пересекают вестибюль, а холлы, соединяющиеся лестницей, образуют центр дома. Криволинейные проемы оформлены прямолинейными тройными линиями. «Ядро» особняка наполнено декоративными украшениями, которые являются дополнением к камерному фасаду.
Основным смысловым и визуальным центром дома Савиной является витраж с изображением европейских и русских героев классики. Композиция разделена на три части. Она, словно, сцена – требует особого внимания, погружая в некий иллюзорный мир театральной правды и вымысла. Детали, связанные с миром театра, символизируют творческую натуру хозяйки и хозяина особняка.
Находится особняк Савиной и Молчанова в Санкт-Петербурге на улице Литераторов, №17.