Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПРО МАЛОИЗВЕСТНЫХ ПИАНИСТОВ ЭПОХИ СССР, ОСТАВШИХСЯ В ТЕНИ РИХТЕРА И ГИЛЕЛЬСА

.
.
Начал бы я свой очерк с малоизвестной пианистки Елены Гилельс. Елена Гилельс, (дочь гениального Эмиля Гилельса, немного оставшаяся в тени славы и личности отца), помимо концертной своей деятельности , преподавала в московской консерватории, покинув мир рано, всего в сорок семь лет. Как можно охарактеризовать ее игру, и ее , как личность? Тот случай, когда хочется сказать, что у достойного


.

.


Начал бы я свой очерк с малоизвестной пианистки Елены Гилельс. Елена Гилельс, (дочь гениального Эмиля Гилельса, немного оставшаяся в тени славы и личности отца), помимо концертной своей деятельности , преподавала в московской консерватории, покинув мир рано, всего в сорок семь лет. Как можно охарактеризовать ее игру, и ее , как личность? Тот случай, когда хочется сказать, что у достойного отца, достойная же дочь , не смотря на то, что о ней мало что известно. Взяла ли она что -либо от отцовской манеры исполнения? Мне кажется, много взяла. Похоже, она и жила только отцом, прожив немного после его смерти. Нравится мне и ее исполнение с отцом в четыре руки, (вероятнее всего, запись была сделана в пору ее юности), являющее случай семейной гармонии в музыке. Но больше всего поражает, как в Шумане они похожи с отцом, я бы , честно говоря, даже спутал ее исполнение с Эмилем Гилельсом.

Такой же, матово волшебный, мягкий звук как у отца, (лучащийся изнутри, хотя и чуть темный снаружи), энергичные стаккато, такие же строгость, формы и глубина, и главное, старая школа исполнения, не в пример школе современной. Хотя, все -таки, если ее долго слушать, понимаешь, что она уступает в масштабе Эмилю Гилельсу, (особенно в более эпической музыке), а в манере исполнения они очень похожи. Не думаю, что дело лишь в учительстве отца, тем более, что училась она у Якова Флиера, (о нем чуть ниже) у которого, так же, что-то взяла.

Скорее, случай наследственного дара и родства.

ПОЧЕМУ ЭТО ИСПОЛНЕНИЕ МЕНЯ ВПЕЧАТЛЯЕТ

.

.

Какое все -таки чудесное исполнение Шумана в исполнении Елены Гилельс... В наши дни так никто Шумана не раскрыл бы. На что это исполнение похоже? Я бы сказал, что оно оно похоже на самое свежее детское пробуждение , или на весеннее пробуждение лесной природы. Все таки, Елена Гилельс в этом исполнении соединила и что -то отцовское (говоря об особенном волшебном звуке Эмиля Гилельса, которого нет даже у Святослава Рихтера) , и что -то она взяла и от Якова Флиера, у которого она училась. От Флиера она взяла несколько , (хотя и не явно) акцентированную точность, знание, и чувство тайных точек произведения , особенно говоря о романтическом Шумане, вокруг которых произведение и обретает свою целостность, (а целостность значит и смысл.) Хочется сказать, что произведение это чрезвычайно простое по построению и гармонии. Но Елена Гилельс исполняет и самую детскую музыку Шумана как сказочное таинство.

Эмиль Гилельс с дочерью  Еленой
Эмиль Гилельс с дочерью Еленой

ПОЧЕМУ ФЛИЕР ОСТАЛСЯ В ТЕНИ ГИЛЕЛЬСА И РИХТЕРА

.

.

.

Кстати, что сказать о советском пианисте Якове Флиере, справедливо ли говорят, что будучи не хуже, (или не меньше) как исполнитель Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса, он остался в их тени? ..Я бы попробовал выразить свое личное мнение, свои ощущения от его игры, тем более, что знаю его очень хорошо, и давно, с раннего детства. Еще до Гилельса подражал его звуку с пластинок, (за что меня ругал учитель) поскольку лишь Флиер выпустил пластинку с детскими пьесами классиков ,(детский альбом Чайковского.) Это и вправду очень породистый пианист старой ,ныне забытой школы, с благородным звуком, старинно- романтичным звучанием в Шопене и в Шумане. Сейчас так никто не играет , даже если попытается, не получится. Поставьте музыку Шумана в современном любом исполнении (даже самом хорошем) и убедитесь. Сейчас так никто не понимает Шумана, как понимал его тот же Гилельс, Яков Флиер, или даже Горовиц. Ибо люди сейчас не слышат разницы между старым, немецким романтизмом и современной музыкальной мелодрамой, приправленной балладным рок-н-ролом. И уже плохо отличают старую мазурку Шопена от американского регтайма.

СРАВНИВАЯ ЯКОВА ФЛИЕРА С ДРУГИМИ ПИАНИСТАМИ

.

.

Если сопоставить Шумана Гилельса, и Флиера, понимаешь, что Шуману Флиера не хуже. Но , как и Елена Гилельс, он все -таки несколько уступает и Эмилю Гилельсу и Святославу Рихтеру в более эпических произведениях , может быть, потому, что ему недостает философского масштаба. Флиер глубокий лирик. Нужно правда сказать, что он и не стремился быть большим пианистом, особенно, после травмы руки, и больше , как и Нейгауз, любил преподавать, уступив место на международном конкурсе Гилельсу. Похожи ли Нейгауз и Флиер? Нейгауз, все таки поманернее, а Горовиц "декаданснее". Но пианист и вправду, очень хороший, очень чуткий и чистый особенно в Шумане, Шопене , и в Чайковском... Как я писал, Елена Гилельс, очень много взяла помимо отца, и от Флиера, у которого она училась в консерватории, особенно, в Шумане в Шопене, и в Моцарте. Хотя, от отца она взяла все же больше. Если от отца Елена взяла прежде всего звук, (ауру звука), то от Флиера она взяла, может быть характер раскрытия замысла, (сам подход к произведению) какие то ключевые точки, тайные ключи Шумана, или Шуберта, на которых их музыка работает. Сейчас эти точки так никто уже не ощущает, как пианисты именно старой эпохи .

НЕМНОГО КАСАЯСЬ ЗАБЫТОГО ПИАНИСТА ЛЬВА ОБОРИНА

.

.

О советском, скорее значительном, чем славном пианисте Льве Оборине (оставшимся как и Елена Гилельс, или Яков Флиер в тени) говорить сложнее, чем об Эмиле Гилельсе, Григории Гинзбурге, или даже о Владимире Софроницком, в виду какой -то, то ли загадки в его жизни, а то ли загадки его, как пианиста, и музыканта. Тем более, что начинал Лев Оборин блистательно, как вундеркинд , в 19 лет , заняв первое место, в 1927 на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена, но при этом, по воспоминаниям близких, он был настолько чужд эстрадности, или сценического нарциссизма , что скорее страдал скромностью, из-за чего, боялся проявить внешний блеск и виртуозность, в этом смысле являя полную противоположность Эмилю Гилельсу, который напротив - всю жизнь преодолевал свою виртуозность , в пользу раскрытия в музыке, более сокровенного или философско-глубокого начала. Похоже, что как и Яков Флиер, Лев Оборин не стремился стать "великим", в смысле, прославленным пианистом.

КАСАЯСЬ ОПАСНОСТИ УВЛЕЧЕНИЯ ВИРТУРЗНОСТЬЮ

.

.

На самом деле, увлечение виртуозностью - ступень, многих пианистов в пору молодости, приведшая к временному, или непреодолимому тупику. Виртуозность не только раскрывает, она может и похоронить пианиста. Так вот, у Льва Оборина этой болезни под названием "виртуозность" не было... А проникновенность, и задумчивость в его игре была. Это его даже немного роднит с Григорием Гинзбургом, например в исполнении Шопена или Баха. Зато , его дуэт со скрипачом Ойстрахом -считается непревзойденным в музыкальности. Это, может быть неудивительно, скромному пианисту легче играть в дуэте с кем -то, чем одному, (хотя, скромность у Льва Оборнина была скорее сродни личной застенчивости, а у Эмиля Гилельса, скорее, сродни аскезе. ) Оборин умел подлаживаться под яркого Ойстраха. Нужно так же сказать, что Петр Чайковский в его исполнении очень хорош. Все таки, Лев Оборин лучше всего раскрывал русских классиков - которую он "ощущал кожей".

НЕМНОГО О ПИАНИСТЕ ГРИГОРИИ ГИНЗБУРГЕ

.


.

Нашел на даче - (в старых сундуках) пластинку Григория Гинзбурга. Разумеется взял домой, почистил от пыли, (благо пластинка в хорошем состоянии) , поставил ее, и стал вслушиваться в его игру. Шопен очень изыскан, (лучшее исполнение , которое я слышал) , и поэтичен в трактовке музыканта ,и меж тем как -то ясен, классичен, "объктивен" . Гинзбургу это и удавалось, соединить такое несоединимое (объективность, и поэтичность), что не встретишь ни у Горовица, ни ни у слишком экспрессивного , блоковски порывистого Софроницкого. Что еще пока заметил бы? Тембр конечно чарует какой -то приглушенной , вечерней , глубиной. Низкие задумчивые тона впечатляют в Бахе (особенно в его хорале.) Волшебство какое -то... Серенаду Шуберта так легко запороть "эстрадностью", а в игре Гинзбурга и мелодия известной Серенады превращается в таинство. Имя пианиста Григория Гинзбурга хорошее открытье для меня. Раньше я этому пианисту почему -то не уделял особенного внимания, хотя, имя это слышал.

-2

ВСЕ -ТАКИ ВОЗВРАЩЯСЬ К ПИАНИСТКЕ ЕЛЕНЕ ГИЛЕЛЬС

.

.

Возвращаясь же все таки, к Елене Гилельс, ее жизнь , может быть являет идеальный случай любви к отцу, (музыкальной и жизненной формы верности ему.)Именно отцом Елена и жила, бережно храня его память и славу для будущих поколений. Создается ощущение, что словно бы она воплощенная душа самого Гилельса, хотя и без его жизненного опыта. Эта черта сквозит и в самом ее исполнении. Можно сказать, что как и отец, Елена Гилельс была скромным человеком. Нужно так же сказать, что после смерти отца, Елена столкнулась со сложностями, связанными с тем, что вокруг было немало врагов Гилельса. Нужно понимать, что в поздний период СССР, Гилельса уже травили, потом, (после его смерти) пытались вытеснить и забыть, что отразилось и в отношении к дочери маэстро - в академических кругах. Именно, это и сказалось на ее здоровье, и ранней смерти. Впрочем, это уже отдельная, "нравственно -детективная" история. В этом же очерке, я коснулся лишь черт ее исполнения, как и черт других лучших пианистов, несколько оставшихся в тени.

Елена Гилельс
Елена Гилельс



P. S.


*

Можно ли сказать, что Яков Флиер, и Елена Гилельс, и Лев Оборин как пианисты не ниже Гилельса, или Рихтера? Я бы сказал, что эти пианисты (включая и Гинзбурга) скорее родственны им, уступая им в масштабе. Однако, безусловно, если сравнить игру этих пианистов с любым современным большим пианистом, игра их во всех отношениях будет лучше, глубже, и интереснее.