С каждым годом все дальше и дальше уходят в прошлое события столетней давности, уже давно нет их очевидцев, все меньше подлинных книг той эпохи, все больше современных мнений и материалов, которые еще лет через 50-100 станут единственными источниками о происходящем. Продолжаем знакомиться с иллюстрациями журнала Life, выходившего с 1883 по 1936 годы, который считался развлекательным журналом общей тематики, поэтому на его страницах преобладали иллюстрации, в том числе и с "дальних берегов": в 1904 году его издатели заинтересовались событиями на Квантунском полуострове и противостоянием Российской империи и Японии.
Предлагаю познакомиться с набором изображений, которые являются немыми свидетельствами русско-японской войны. Считать их настоящими "фотографиями" вряд ли можно, это скорее художественные зарисовки, которые в свое время были опубликованы в журнал Life. Причем, не исключено, что некоторые иллюстрации сделаны с "натуры", а некоторые по фотографиям. И как мы убедимся - сделаны с определенной долей фантазии. По результатам первой части один из читателей высказал мнение, что не стоит так серьезно относиться к этим иллюстрациям, приравняв их к русским и японским лубочным картинкам того времени. Однако мне кажется, что это несколько иной жанр: если лубок ближе к народному творчеству (почти сказке), то представленные иллюстрации - это способ журналистского (пусть и упрощенного) восприятия и представления публике. Итак, что же на этот раз?
В период осады Порт-Артура русские и японские миноносцы не раз сходились в ожесточенных схватках друг с другом, причем, как правило, на стороне японцев было и численное и качественное превосходство. Японские эсминцы-истребители имели на борту шесть орудий против четырех у русских, что делало каждый бой неравным. Причем японцы использовали орудия калибром 76 мм и 57 мм, а русские традиционно - 76 мм и 47 мм. Признаем, что художник достаточно живо и эффектно представил такой морской бой - практически на дистанции пистолетного выстрела русский эсминец пытается оторваться от преследователей (можно предположить японский одномачтовый "истребитель" типа "Сиракумо" или "Кагеро") .Что касается изображенного на переднем плане русского эсминца - то его идентифицировать сложно, вероятно "Боевой" - он более всего подходит по расположению мостика и труб, однако на "Боевом" не было такого обилия труб вентиляции МО в носовой части корабля. Вообщем, какой собирательный образ.
Данный эпизод связан с действиями владивостокского отряда крейсеров на японских коммуникациях. Отметим, в этом русские крейсера преуспели, оказав реальную помощь и русской армии в Манджурии, и гарнизону Порт-Артуру. Достаточно вспомнить, что первую партию 280-мм осадных мортир, бомбы которых в 1905 году поставили окончательную "точку" в судьбе Порт-Артурской эскадры, пустили на дно именно крейсера Владивостокского отряда. Что касается кораблей, то точно одно - подобный факт имел место. Каким был японский пароход и насколько он соответствовал изображенному на иллюстрации судить не берусь. Но насчет "России" и 18-дюймовой торпеды имеются сомнения. Признаем, художник знал, что русские крейсера были четырехтрубными - "Россия" и "Громобой", но они были вооружены в тот период 381-мм ТА, а не 457-мм, как гласит рукописная надпись. Впрочем, к надписи художник не имеет отношения, так что это упустим. Да и не похож нарисованный корабль на русский крейсер, несмотря на четыре трубы. У "России" был боевой марс на фок-мачте, как и у "Громобоя", но сама мачта находилась перед ходовой рубкой, а не позади нее, как на рисунке. Складывается впечатление, что художник рисовал используя в качестве основы британский крейсер с носовой башней, а не русский "океанский рейдер". Смущает так же отсутствие носового погонного орудия на "России" и палубных баковых орудий, в тоже время судя по одному бортовому каземату по левому борту - это точно не "Громобой".
Если вспомнить события - то дело было в ночь на 26 апреля (13 апреля) 1904 года, когда русская эскадра находилась в своем третьем крейсерстве. Крейсером "Россия" был остановлен японский военный транспорт с пехотной ротой, корабль был заминирован и подорван, для ускорения затопления был произведен выстрел 381-мм миной Уайтхэда. после взрыва мины, а затем открыт огонь из орудий ПРАВОГО борта - на рисунке задействованы орудия левого борта (опять зеркалить надо было?).
Вероятно имеется ввиду первая операция японцев, проведенная 24 февраля, по блокированию входа в порт. Отряд из 5 пароходов (брандеров), груженных камнем, в сопровождении миноносцев, подойдя к внешнему рейду Порт-Артура, в ночь на 24 февраля предпринял попытку закупорить выход из внутренней гавани затоплением пароходов-заградителей в проходе. Но японские корабли были своевременно обнаружены и не были допущены в проход. Огнем эскадренного броненосца «Ретвизан», дежурных миноносцев, сторожевых катеров и приморских батарей они были частью потоплены на рейде, частью принуждены были выброситься под берегом. На рисунке как раз виден "Ретвизан" с его характерным силуэтом, который находился в как раз в районе фарватера. Интересно, что художник учел, положение русского броненосца, стоящего носом к берегу (но процесс зеркалирования вновь напрашивается). Японский брандер - возможно, пароход "Хококу Мару", в ту ночь он довольно близко приблизился к "Ретвизану", стараясь таранить, но не получилось
Эпичная картина ночного боя броненосного крейсера с японскими эсминцами- истребителями. Возможно исторической основой послужил факт выхода "Баяна" для оказания помощи эсминцу "Стерегущий" или "Страшному" - оба эти случая относятся к утреннему времени, что подходит под "изображенную ночь" и свет прожекторов. Одномачтовые японские эсминцы соответствуют находящимся в строю ЭМ типа "Инадзумо" или "Сиракумо", только вряд ли они могли бы подойти так близко к русскому крейсеру, маневрирующему в море. Крейсер "Баян" узнаваем - 4 трубы, носовая башня, боевые фонари (прожектора) работают с крыльев мостика. Правда не видно 47-мм полуавтоматических пушек Гочкиса на мостике, которые в такой ситуации точно должны были быть задействованы, и мне кажется в башне по какой то причине - два орудия!
Трагический эпизод русско-японской войны. В этот день эскадра под флагом вице-адмирала С.О.Макарова строем кильватера шла в двух милях от берега. Противник держался на горизонте (дистанция 100 кбт). В 9 час. 39 мин. 13 апреля 1904 года флагман, эскадренный броненосец «Петропавловск» на расстоянии около двух миль от маяка на Тигровом полуострове попал на минную банку; произошел взрыв, который вызвал детонацию зарядных отделений мин Уайтхэда, якорных мин в носовом минном погреб и зарядов для орудий ГК в носовом 12-дюймовом погребе. Окутанный облаком дыма и огня броненосец быстро с креном на правый борт стал погружаться носом и через полторы-две минуты скрылся под водой.
Иллюстрация довольно подробная, корабль узнаваем, крен на правый борт, левый винт вышел из воды, прыгающие за борт члены экипажа. практически все как описали очевидцы: "... накренился и стал уходить в носом в воду, над местом взрыва выкинуло громадное пламя и кучу дыма... Трубы и мачты куда-то исчезли, КОРМА выскочила из воды, винте левой машины заработал в воздухе, люди падали кучами, многие падали в винт, и их размалывало на наших глазах...".
Еще одна иллюстрация с подробностями действий японских брандеров в ночь с 10 на 11 февраля, когда японцы попытались перегородить выход из Порт-артурской гавани. Было использовано пять брандеров, три из которых были уничтожены на подходе к проходу огнем береговых батарей. Иллюстрация имеет подпись с указанием двух наиболее "удачных" брандеров - «Хококу Мару» и «Дзинсен Мару» которые преодолели опасную зону и устремились прямо на «Ретвизан», намереваясь таранить его. «Хококу Мару» удалось остановить лишь в нескольких десятках метров: удачным попаданием на пароходе было выведено из строя рулевое управление, он повернул влево и вылетел на камни рядом с «Ретвизаном». «Дзинсен Мару», получив множество попаданий, уклонился вправо и выбросился на берег у побережья Золотой горы. Экипажи пароходов успели спустить шлюпки и были подобраны японскими миноносцами, которые продолжали находиться на рейде до утра. Видно, как японский экипаж покидает обреченный корабль, еще один горит чуть вдалеке. Видимо для усиления трагизма (вспомним, Life - журнал для домохозяек) рядом изображен русский крейсер, который в упор из малокалиберных орудий расстреливает "японца". Что за крейсер изображен - определить сложно, но есть некоторые черты, которые подталкивают к выбору в пользу "Паллады" или "Дианы". Только одно "но" - эти крейсера не участвовали в данном бою, "Паллада" - точно! Вообще, в ту ночь атака была отбита огнем "Ретвизана", миноносцев, сторожевых катеров и береговых батарей.
Вот как то так. Может я в чем то и ошибся.
В целом, лично для себя сделал вывод - к архивным иллюстрациям надо относиться критически. С другой стороны, ожидать точности и правдивости от американского иллюстрированного журнала для домохозяек вряд ли стоило. Интересно, а в американском журнале «Кольерс» также подавали информацию в тот же период?
Мне было интересно познакомиться с этими материалами, заодно, и кое что вспомнил. А как вам? В чем я ошибся или на что не обратил внимание? Подключайтесь, покритикуйте, )) Кстати, это не все иллюстрации, так что скоро продолжим.
Если хотите проверить свои знания - ссылка на первую часть с подобными иллюстрациями ниже:
Русско-японская война глазами фотографа/художника Life, часть 1.