В предыдущей статье я выразил свое негативное отношение к показному использованию жеста указательного пальца в исламе. Сегодня же хочу встать в защиту данного символа от неправильных нападок со стороны неграмотных трактовщиков.
Несколько дней назад наткнулся в интернете на информацию, которая направлена на дискредитацию исламских символов. Согласно представленной трактовке символика месяца и указательного пальца вверх имеет сатанинскую направленность, а ислам является завуалированной формой дьяволопоклонства. Таких источников несколько. Не буду их приводить. Но особо меня заинтересовала статья христианской миссии Служения Христа конца времен -это некоммерческое Христианская организация, базирующееся в Кейптауне в Южной Африке. Как она сама о себе пишет, миссия помогаем всем служениям, верующим и церквям, распространяя материалы о "конце времен", такие как печатные буклеты, компакт-диски, личные свидетельства верующих через свой веб-сайт. Я объединил эти информации для более плодотворной критики таких аргументов.
Давайте посмотрим с чем сравнивают исламские символы
На обеих картинках проводятся параллели между исламской и бафометистской символикой.
Что такое ислам все знают, а вот бафометизм не каждый. Он возник как оккультно-философское направление в середине 19 века. Основателем является Элифас Леви. Его биография заслуживает особого внимания и отдельной статьи. Но именно с его именем связано эволюционирование европейского эзотеризма в сторону дьяволопоклончиской практики. Его мировоззрение также прошло не менее интересную трансформацию от католического дьякона до популяризатора мрачной эзотерики. Но вернёмся к картинкам. Берём отдельно изображение Бафомета
На первой картинке невооруженным глазом видно, что параллель ошибочна. Бафомет поднимает руку с двумя разогнутыми пальцами, указательным и средним, а не с одним. На самом деле не очень удобно делать такую распальцовку, требуется растяжка пальцев. Вся символика пропитана тёмным эзотеризмом и культом гнозиса, природной магии и науки одновременно, что соответствует духу 19 века. Увлеченность герметизмом и мода на тайные знания здесь на лицо. Кадуцей в промежности Бафомета, алхимические надписи, пентограмма... Символика самой распальцовки не была озвучена Леви в своих работах. (Для меня это пока загадка, что она символизирует. Но скоро, я надеюсь, ее расшифрую). При этом направления рук Бафомета в низ и вверх соответствует философии герметизма. То что внизу, тоже самое и на верху. Это подчёркивает соответствие базовых принципов функционировария мира вещей на разных уровнях. Духовный и физический мир не так уж и различны, это принципиальный антогонизм классическому рационализму Просвещения, выросшему из христианства и делившему мир на духовный и материальный. Надписи на руках Solve и Coagula - в них прослеживается известная алхимическая формулировка "Solve et Coagula", что означает "растворяй и смешивай" - два важных процесса для трансформации вещества.
Леви любил увлекаться тайными знаниями, вошёл в масонскую ложу, но потом разочаровался в масонстве, однако принял разную ее символику. Пентаграмму, месяц, кадуцей со змеями и прочее. Бафомет же у него является демоническим существом, олицетворяющим мудрость.
Между мусульманским полумесяцем и месяцами Бафомета (нисходящая и восходящая Луной) прослеживается чисто внешнее сходство, но оба варианта указывают на то, что обе системы опираются на использование лунного годового календаря. Происхождение мусульманского символа уходит корнями в язычество, но как и многие символы, он перелосмысливается. Еще до ислама существовало совместное изображение месяца и звезды. Полумесяцы, появляющиеся вместе со звездой или звездами, являются общей чертой шумерской иконографии. Полумесяц обычно ассоциируется с богом луны Сином (Нанной), а звезда -с Иштар (Инанной), часто помещаемой рядом с солнечным диском бога Шамаша.
На некоторых византийских монетах I века до н. э. и более поздних изображена голова Артемиды с луком и колчаном, а на реверсе изображен полумесяц с шестилучевой звездой.
Символ звезды и полумесяца появляется на некоторых монетах Парфянского царства Элимаис в конце 1-го века нашей эры.
Здесь стоит заметить, что на раннем этапе развития мусульмане не использовали каких либо символов. Месяц и звезда входит в обиход сравнительно поздно. Иранский исследователь Хабиболлах Аятоллахи и немецкий востоковед Франц Бабингер склонны связывать современное принятие месяца и звезды в качестве "исламского символа" с сасанидскими монетами, оставшимися в обращении после исламского завоевания, хотя нет никаких доказательств какой-либо связи этого символа с исламом или османами до его принятия в османских флагах в конце XVIII века. После завоевания Византии звезда и правду стала использоваться, только она была восьмиконечной, пятиконечная звезда появляется только в 1844 во время реформ Танзимата, в это время было также решено, что светские учреждения будут иметь красный флаг, который был учрежден еще в 1793 году для военно-морского флота, а религиозные - традиционный зелёный.
Возможно, что имеется общий древний источник появления пентаграммы в исламе и в других религиозных и оккультных системах. Пятиконечная звезда довольно древний символ. Точнее форма символа, а вот наполнение этой формы содержанием может быть совершенно разное. Почему такое возможно? Очень часто древний человек расценивал символ как надмирное, надконфессиональное явление. В алхимии она символизирует пять элементов, иногда самого человека, микрокосм.
Масоны, будучи увлеченные восточной и западной эзотерикой, в том числе древней, могли использовать разные звезды в своей оккультной системе. Но со временем пентограмма начинает терять сакральную символизацию.
Однако, я могу предположить, что пятиконечная звезда могла придти на смену восьмиконечной, как светский символ, замещающий собой символ религиозный, каким была восьмиконечная звезда на Ближнем Востоке в разных культурах (Шумеры, Персия, Византия).
Тяготение Турции к светской культуре уже в конце 18 века могло сподвигнуть к этой перемене. Ведь к тому моменту пятиконечные звезды широко использовались масонами, которые как ни крути, заправляли моду эпохи Просвещения. Впервые широко ее стали использовать после Французской революции. Пятиконечные звезды вошли со временем в государственную символику многих светских государств. Почему ? Удобна для начертания в отличии от восьми- или шестиконечной. Т.е. она становится светским символом до Элифаса Леви. Конечно никто не отменял ее сакральный и магический подтекст. Но в сатанизм пентаграмма приходит поздно, как и сам сатанизм есть довольно позднее явление.
Какой я сделаю вывод: полумесяц и пятиконечная звезда как и поднятый вверх палец не имеют к сатанизму никакого отношения. А вот какова истинная история появления пентаграммы в исламе еще стоит разобраться, имеют ли к этому появлению масоны или это была дань моде. Сегодня мусульмане склонны трактовать пять лучей звезды как пять столпов ислама. На этом я пока остановлюсь и перечеркну лживую трактовку.