Найти тему
ПиПси

Психологический анализ сновидений по К.Г. Юнгу: разбор сна «по косточкам» на конкретном примере


Мало, кто из психологов занимается расшифровкой сновидений вне своей «закрытой», частной практики, так сказать, толкованием снов с «полей» с их последующей общедоступной публикацией. Скажу больше – за 12 лет своей психологической практики я встречала немного людей, которые умеют это делать, и еще меньше тех, кто умеет делать это правильно, в соответствии с заданными стандартами конкретной психологической школы.

Работа со снами человека – это трудоемкая и требующая глубокого погружения в тему, затраты времени, специальных знаний, практики и ресурсов психоаналитическая работа специалиста.
Поэтому все, что вы прочитаете сегодня в этой статье – уникальный материал; информация для тех, кто заинтересован в самопознании, в решении своих психологических, экзистенциальных проблем и в развитии навыков понимания глубинного «Я».

Я решила коснуться этой темы, чтобы познакомить вас со «святая святых» чтения снов – со спецификой этого увлекательного и необычного процесса по всем правилам, с научной точки зрения, от дипломированного психолога. И именно так, как это должно быть, а не так, как это демонстрируют многочисленные «желтые» порталы с мистической или «типа того» тематикой.

В сети преимущественно встречаются примеры трактовки снов из разных сонников, нередко высосанные из пальца, придуманные и не чем не подкрепленные научно. Одни и те же, по 100500 раз.
Со временем, даже те, что имели, хотя бы, какие-то принципы достоверности сейчас все больше напоминают игру «Испорченный телефон».

Сонник Ванги, Миллера, Фрейда, Лоффа и другие, публикуемые, как под копирку, десятки лет подряд, видоизмененные миллионами рерайтов низкого качества, уже не внушают доверия и могут восприниматься лишь, как дурацкий вид развлечений.
Я и сама туда порой заглядываю.
Ради забавы.


Толкование снов – чья работа?

-2




Многие люди ошибочно воспринимают расшифровку сновидений, как сугубо эзотерический процесс, как некий акт мистицизма, как, чуть ли, не оккультную практику, или обращение к какой-то базе информации о потустороннем.
Отчасти, может быть, так и есть. Например, в юнгианстве присутствуют знания и из каббалистического учения, астрологии, алхимии,
тарологии и других древним практик такого рода. Этим оно и специфично.
Но ключевое слово здесь, все же – «отчасти». Да и юнгианство само по себе – это далеко не знахарство, не псевдо-, не лже- и не пара- наука, а актуальная и по сей день направление аналитической психологии, имеющее последователей в образовательной сфере; полноценное направление со своими научными методами, критическим анализом и т.д. Юнгианскому анализу учат в профильных высших учебных заведениях.

Все серьезно и без волшебных палочек.

Поэтому сновидения, а также интерпретация снов относятся к предметам исследования науки психологии.
Получается, что трактовать сны – занятие не столько магическое, сколько, вполне себе, аналитическое и серьезное, требующее определенного научного подхода и необходимых знаний, а также практики и опыта специалиста – психолога/психоаналитика.



Сны в юнгианстве

-3


Вот, что
про анализ снов говорил Карл Густав Юнг – выдающийся швейцарский психиатр, педагог, психолог, психоаналитик, «отец» аналитической психологии, некогда близкий друг и соратник Зигмунда Фрейда (сотрудничали они в период с 1907 года по 1912 год):

«Явлений, выходящих за пределы человеческого понимания, в мире не счесть. Мы постоянно прибегаем к символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное понимание которых нам не подвластно. Вот почему все религии используют язык символов как словесного, так и зрительного ряда. Однако подобное сознательное применение символов является лишь одним аспектом психологического феномена большой важности: человек также сам вырабатывает символы — бессознательно и спонтанно — в форме сновидений»
<<…>>
«Я позволил себе углубиться в проблему происхождения жизни, проживаемой нами во сне, поскольку именно на этой почве обычно произрастает большинство символов. К сожалению, сны нелегко понять. Как я уже отмечал, сон совсем не похож на историю, рассказанную бодрствующим разумом. В повседневной жизни мы думаем, прежде чем сказать, выбираем, как лучше сказать, стараемся, чтобы наши реплики были к месту. Воспитанный человек, например, постарается не употребить двусмысленную метафору, чтобы не исказить впечатление от своих слов. Сны же скроены из другого теста. Во сне на нас наваливаются образы, кажущиеся противоречивыми и смешными, чувство времени утрачивается, обычные вещи могут стать захватывающими или угрожающими» (отрывки из книги Юнга «Человек и его символы»).

Таким образом, при исследовании снов важно акцентировать внимание первоначально на значении символов и архетипов, а уже потом – на сюжете, который может быть, на первый взгляд, абсурден и психоделичен. Его суть будет ясна, если символы обретут значение.
В символах и кроется смысл сна.
Согласно юнгианству, можно выделить два подхода к анализу символов во снах человека.

Методы анализа снов по Юнгу

-4

Первый называется причинный метод и базируется на понимании символов в виде сокращенных или упрощенных форм.

Например, символ посоха во сне может означать мужской половой орган.

А второй метод анализа сновидений – финалистический. Он, в отличие от первого метода, подразумевает постановку дополнительных вопросов при анализе символа. То есть, следуя ему, нельзя напрямую проинтерпретировать символ, как ту или иную форму, значение. Необходимо поставить вопрос: допустим, такой: «Почему именно этот предмет/объект/человек/животное и т.д. я здесь вижу, а не что-то иное?».

Постановка вопроса мотивирует человека к рассуждению, к поиску смысла, к объяснению, а значит, дает человеку возможность «покопаться» в себе и найти то, что стоит за данным символом, обнаружить верный «вектор» интерпретации сюжета всего сна или значительной его части.

И уже в этом случае, согласно второму методу анализа снов, символ посоха можно рассмотреть совершенно под другим углом. Например, если постановка вопроса касательно данного символа дала ответ в виде понятий: «обеспечивает подкрепление», «дает устойчивость», «это подспорье», «вспомогание» и т.д., то вероятно, линия сюжета сновидения с символом посоха может касаться потребности сновидца в опоре. А в какой опоре: финансовой, моральной или в опоре на детей в старости, или в делегировании каких-то своих обязанностей кому-либо другому или просто в желании освободиться от обязательств, тягот, долгов и прочее – это все только предстоит познать при расшифровке других символов сна и их дальнейшем синтезе с другими составляющими сновидения.
Сон – многогранная структура, требующая учета контекста и деталей.

Анализ сновидения «с полей», как пример одной из практик в психологической работе специалиста

-5

Чтобы показать вам, как происходит психологический анализ сновидений, в том числе и процесс расшифровки снов моих клиентов, на чем он базируется, в рамках юнгианской традиции; чтобы сделать это, как можно более наглядно, подробно и интересно, я решила разобрать для вас реальный сон человека.


Свой сон приводить, как пример, было бы неэтично с профессиональной точки зрения, а разбирать снова уже ранее проанализированные мной сны клиентов было бы также не совсем правильно (даже при 100% анонимности, и с их согласия). Ведь я уже с ними работала, поэтому мне данная идея не очень интересна, честно говоря, да и не стоит мусолить одно и то же по несколько раз – любопытнее практиковать с новыми структурами.

И я решила вопрос так: зашла на один из популярных онлайн-сонников и взяла сон случайного пользователя (думаю, он не обидится =)), который висит там много лет без ответа, забытый среди аналогичных пересказов сновидений.

  Мне понравился этот вариант. Он не слишком прост, и не слишком сложен – в самый раз, поэтому подходит нам для наглядного разбора, как нельзя лучше.
Мне понравился этот вариант. Он не слишком прост, и не слишком сложен – в самый раз, поэтому подходит нам для наглядного разбора, как нельзя лучше.


Итак, давайте разберем его «по косточкам»: проанализируем каждый из упомянутых символов сна.

Экзамен

-7

Данный символ – ключевой, остальные – косвенные, потому что он является и локацией (скорее даже – сеттингом, то есть обстановкой), в которой все происходит, в которой случаются текущие события.
Он трактуется обычно в сопряжении с обозначенной проблемой. То есть чаще всего сновидец по сюжету испытывает какие-либо проблемы с этим экзаменом. Либо он не готов к экзамену, либо опоздал на него, либо пропустил, либо, допустим, он не знает, в каком кабинете/корпусе будет проходить экзамен, либо он его «заваливает», сильно переживает по поводу результатов сдачи, встречает на экзамене образ значимого человека (ключевой образ ведущей линии сна, или всего сновидения) и так далее.

Что это означает?

Экзамены/контрольная/любая проверочная работа могут быть восприняты в качестве символа оценки коллективных стандартов. То есть экзамен здесь символизирует о том, что сновидец беспокоится, как его воспринимают, «оценивают» другие. Это одна из сторон
Персоны, ее трансформаций – юнгианского архетипа, обозначающего нашу социальную «маску», наши лучшие, привлекательные стороны личности, которые мы демонстрируем значимому для нас окружению – коллегам, знакомым и т.д. Это такие «мы», какими мы хотим выглядеть в глазах других, в глазах социума – значимых для нас «чужих».
О беспокойстве такого рода говорит упоминание сновидца о чужом классе — он переживает, что может не соответствовать «идеалу» своей социальной роли в реальной жизни; беспокоится о том, одобряют ли его выбор/статус/поведение/внешность знакомые люди, или нет.
Так, тут разобрались. У нас появилась зацепка, «ниточка» – идем дальше – разматываем «клубочек» сна за эту «ниточку».

Встреча с одноклассницей

-8

Здесь важно не упустить очень важную информацию – сновидец подчеркивает, что одноклассница представлена во сне в образе дитя: «…только она почему-то маленькая по возрасту».

Что это означает?

Это тоже явление определенного архетипа из бессознательной структуры личности. Напомню, что архетипы могут быть сильнее, мощнее в качестве «капсулы со скрытым смыслом», чем некоторые вытесненные воспоминания человека, травмы из его детства. Потому что коллективный многовековой опыт человечества, заключенный в архетипах/знаках/символах, и передающийся из поколения в поколение, содержит «жирный» пласт прапамяти – мудрость в самом обобщенном ее смысле.
Учитывая, что онтогенез всегда повторяет филогенез, в бессознательном содержимом любого человека содержится вся необходимая, накопленная информация для познания себя, мира и других людей. В человеке все уже есть, все хранится на старых, пыльных, затянутых толстым слоем паутины «полках» бессознательного. И его частицы могут проникать в сознание посредством сновидений в виде таких, вот, символов, архетипов, чтобы «рассказать» нам что-то важное, обозначить, к примеру, духовное соответствие выбранному пути, тянущий за душу нерешенный вопрос и т.д.

Образ дитя по Юнгу – всегда двойственный архетип – несущий в себе как негативный, так и позитивный смысл.

В негативном ключе в этом случае может быть зашифрована встреча с собой маленьким, пережившим что-то нехорошее в прошлом – это информация из детства.
Возможно, память о травме, негативном переживании, что-то некогда вытесненное или забытое. И нерешенное. Просто спрятано от осознания туда, где, казалось бы, никто не найдет, никто не увидит. Но такого не бывает – все рано или поздно «всплывает» наружу. И на фоне беспокойства, озабоченности мнением окружающих о себе, это забытое ранее, что-то нехорошее, допустим, из детства обрело силу и «полезло» во вне. Так оно напоминает человеку о том, что в его жизни сейчас происходит что-то, аналогичное тому, что ранило его в детстве.
Скорей всего, это по смыслу пересекается с беспокойством по поводу оценки социумом. То есть то, что сейчас мешает сновидцу чувствовать себя в безопасности, без тревоги, мешало ему и когда-то ранее. Возможно, происходит ретравматизация во взрослой жизни.
Например, ребенком сновидец сильно переживал из-за несоответствия ожиданиям своих родителей (критика, отвержение, завышенные требования, наказания за плохие привычки, низкие оценки в школе и др.). И попав уже в зрелом возрасте в аналогичную ситуацию (предположим, что начальник сновидца сейчас повторяет поведение его родителей в детстве – ругает, подавляет, унижает или манипулирует им в рамках рабочего процесса), он, как бы, возвращается эмоционально в ту, прежнюю ситуацию из прошлого. Переживает все те же ужасные чувства, ранящие его. Снова.
Но в осознанном состоянии механизмы психологической защиты человека не дают «залезать» напрямую к личному бессознательному и «прикоснуться» к причине проблемы. Эти «стражи» всегда тщательно охраняют вытесненное. Поэтому элементам бессознательного ничего не остается, как проникать в сознание через «черный ход» (сны) в виде символов, образов и архетипов.
Таким образом бессознательное подсказывает причину ретравматизации сновидцу в виде образа, ведущего к первичному случаю травмы из детства – образа маленькой, беззащитной девочки.

Вариант трактовки образа одноклассницы во сне в позитивном ключе: это символ стремления вырваться из забот, отягощающих жизнь сновидца, вернуться в детство.
Сновидец встретился со своей прежней беззаботностью и инфантильностью (не забываем, что одноклассница была именно «маленькая по возрасту»), которые своим явлением уже показывают человеку, что он стоит на пороге перемен. Он готов к трансформации, он желает ее, хочет осуществить (но либо не до конца осознает это, либо не знает, как это сделать правильно).
Не забываем, что все это происходит в сеттинге экзамена. Отсюда следует, что сновидец хочет прийти к такой цели еще и ради того, чтобы освободиться от чужого суждения, от оценки его другими людьми и от зависимости касательно сторонней оценки.

Это встреча с собой – желаемым, в отличие от того, который есть сейчас – беспокоящийся о том, принимают ли его другие люди, соответствует ли он их ожиданиям/своей социальной роли; это символ желания «отмотать» время назад.
Огромный плюс правильного осознания сновидцем скрытого в символе смысла заключается в том, что он сможет найти ключ к решению проблемы, с которой пришел к психологу. Возможно, даже самостоятельно.

Образ детства в таком виде – это стремление преодолеть препятствие; выйти за пределы обыденности ради обретения желаемого; некий регресс во имя обретения гармонии (что-то ненужно, вероятно, придется оставить для того, чтобы получить нужное); сигнал о том, что настала пора менять или меняться; это готовность; вызревший план.

Чужой младенец на руках

-9

Рассмотрим первый вариант трактовки этого символа такой – негативный: сновидец снова сам ассоциирует, соотносит себя во сне с ребенком. Возможно, он здесь сталкивается со своей беспомощностью, которая присутствует в его реальной жизни, может быть, как раз из-за не соответствия «идеалу» своей социальной роли на данный момент, из-за страха быть неправильно понятым по этой причине в социуме (опираясь, опять же, на корневой символ экзамена).

Так может выражаться и переживание молодой матери по поводу ее разочарования в том, как она справляется со своей новой социальной ролью – жена/мать/ невестка. Нередко это – отголосок стресса, эмоциональное выгорание на фоне рутинной заботы о малыше, «накручивание» негатива токсичными близкими (отсюда и страх, беспокойство по поводу осуждения другими людьми, допустим, свекровью, которая «давит» на материнское чувство вины), или признак послеродовой депрессии, гормонального сбоя, повышения уровня тревожности.

Или это символ (пока все еще рассматриваем первый вариант расшифровки - негативный) переживания по поводу выбора «не того» пути в жизни, неправильного сценария – такого, где человек вынужден опираться на мнение окружающих. Проблема зависимого поведения. Например, брак «по расчету», а не по-любви, выбор «денежной» работы вместо той, что приносит удовольствие.
На актуальность варианта негативной расшифровки указывает и такое уточнение сновидца в описании сновидения, как: «…на руках маленький ребенок чужой».

Если ребенок – это и есть сам сновидец, то почему он чужой?

Потому что, когда человек изменяет своим мечтам, планам, выбирая то, что не стоило выбирать, в угоду обстоятельствам или давлению социума, человек становится, как бы, чужим самому себе – «теряет» себя, «изменяет» себе, «растворяется» в чужих ожиданиях и требованиях.
Получается, что сновидец держит в руках «чужого» себя, маленького, уязвимого и беспомощного перед лицом довлеющего окружения (помним про символ экзамена).
Это «расплата» за неверный выбор или за поиск выгоды вопреки внутреннему сопротивлению, через «не хочу».

Второй вариант трактовки архетипа Дитя (позитивный вариант) – он выводит сновидца на пласт осознанности своей проблемы, которая мешает ему счастливо жить. Это может быть как вышеупомянутые примеры проблем, так и просто потребность в трансформации, в переменах. На это может указывать и комментарий сновидца: ребенок был «мурлыкающий на руках». Если здесь имеется в виду мурлыканье, подобно коту, то речь, действительно, идет о потребности в трансформации.
А если понятие «мурлыкающий» означает для сновидца – гуление или аналогичную нормальную голосовую реакцию ребенка, соответствующую его возрасту, то здесь речь идет уже о попытке символа «передать» информацию, так как ребенок, так или иначе, воспроизводит звук. А значит, «сигнализирует» о чем-либо.

Допустим, сновидец хочет осознанно изменить жизнь к лучшему. На это его мотивирует упомянутая выше расшифровка символа экзамена – неспокойная, дискомфортная, обстановка, формируемая со стороны его окружения.

То есть «мурлыканье» здесь, как призыв к изменению: себя отягощенного чем-то, несоответствующего ситуации себя, себя «в рамках экзамена» на себя гармоничного, на соответствующего себе самому, своим желаниям, себе «счастливому». Без опоры на критику со стороны.
Проще говоря – это призыв сделать так, чтобы хорошее ожидание будущего соответствовало реальности.

Архетип дитя здесь также помогает осознать сновидцу, в чем скрыта причина возможных жизненных неурядиц, возвращая человека к настоящим и полезным для него ценностям. Если сновидец правильно воспользуется данной информацией, то сможет перейти на новый, более качественный уровень осознанности и развития глубинного «Я». Истинного себя.
А это, в свою очередь, направит его к индивидуации.
К. Г. Юнг называл индивидуацией процесс становления личности, в рамках которого реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.

Стоит отметить, что у нас получается небольшая цепочка из образов, символизирующая с одной стороны – нисхождение (от маленькой девочки – к младенцу), если рассматривать процесс по интенсивности ухода в защиту сновидца от социума (от дитя к более уязвимому младенцу, требующему спасения, заботы, опеки). А с другой стороны – восхождение к трансформации, к усилению преобразования (ребенок – младенец – трансформация в новое, как следующая стадия, как признак индивидуации).

Представленная во сне динамика образов есть ключ к разгадке самого сна.

Сокращая до простой формулировки суть анализа, можно сказать, что цель сновидца – обретение спонтанности, самореализация, независимость и новое воплощение, свобода от желания соответствовать «стандартам», взять контроль над собой в свои руки, абстрагироваться от оценочного суждения себя другими, своей социальной роли в целом.

Вот, что у нас получилось сегодня при анализе сна на основе юнгианской концепции (конкретнее – на основе причинного метода анализа сновидений).



Важно: детали

-10

Пример проведенного сегодня толкования сна «с полей» можно считать успешным.
Но есть одно «Но».
Как я уже кратко упомянула выше, при толковании снов всегда нужно рассматривать и контекст.
То есть обязательно нужно учитывать такую информацию о сновидце, как: возраст, пол, социальный статус, образование, род деятельности, семейное положение, наличие детей, отношения с партнером, наличие возможных травм детства, актуальная жизненная ситуация, уровень удовлетворения жизнью, индивидуальные особенности, возможное наличие хронических заболеваний (включая невротические и психические) и многое другое.

Чтобы все было четко и «по полочкам», я даю своим клиентам анкету, состоящую из 28 простых вопросов. Ответы клиента помогают мне составить подробную интерпретацию символом и сюжета сна, опираясь уже на конкретные данные, а не на предположительные, с которыми я работала сегодня.

К тому же, при работе со снами в рамках консультации с клиентом (как
онлайн, то есть по переписке, так и в формате очной встречи в кабинете психолога – без разницы, на эффективность это не влияет), необходимо применять оба юнгианских метода расшифровки – здесь важен комплексный подход.
Финалистический метод необходим, как и причинный. А может быть, он даже более важен, так как именно финалистический метод дает возможность человеку при постановке вопроса касательно символики сна, осознать всю глубину образов, сюжета и вместе с психологом/психоаналитиком найти лучшее решение проблемы, с которой он изначально обратился за помощью.

Только обладая максимумом необходимой информации о человеке, его жизни, состоянии можно получить качественный и наиболее точный анализ сновидения, который способен не просто рассказать, что да как, внутри у человека сейчас происходит, а выстроить алгоритм действий по достижению желаемой цели.

Поэтому сегодняшний пример, показывающий процесс работы с психологическим толкованием снов по Юнгу, правильно воспринимать, как демонстрацию интересной и полезной практики.

Психология – это ведь не про «расскажите о своих чувствах», и не о том, «как стать счастливым за 5 минут». Психология про поиск, осознание и устранение препятствий на пути к благополучию. И таким необычайно мощным инструментом, «сокровищницей» ответов на самые сложные вопросы здесь выступает бессознательное человека.
И ключ к этой «тайной комнате» – в руках психолога, а значит, и в ваших руках, если вы обратились к нему за помощью.

Если вы хотите лично (анонимно) узнать по поводу своих снов, которые вам интересны, которые вас пугают, преследуют или которые, возможно, несут для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее сами правильно растолковать, то записывайтесь ко мне на консультацию. Я проанализирую ваше сновидение в соответствии с юнгианским анализом и помогу вам расшифровать «послание» вашего бессознательного.
Для этого вы можете просто написать мне сообщение в паблик «ПиПси» во «ВКонтакте» или отправить письмо на мой e-mail (контакты - ниже).

Берегите себя, будьте счастливы и здоровы!

Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK, где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Чем больше ваших лайков и подписок, тем больше будет любопытного!
Приятного всем вечера и радостного нового дня.