Найти тему

«Моя матка — это не гроб» В Польше запрещают аборты. Почему церковь и политики лишают женщин права распоряжаться своим телом?

Польша — страна с самыми жесткими в Европе ограничениями на проведение абортов. Но Конституционный суд намерен ужесточить их еще больше: запретить прерывать беременность в случае патологий развития плода. Это можно считать полным запретом, так как исключение оставят только для тех случаев, когда беременность угрожает жизни женщины.

Постановление, которое поддерживают представители церкви и консервативные политики, вызвало массовые протесты по всей стране. Демонстрации и митинги прошли даже в регионах, которые традиционно поддерживают действия властей. На фоне всенародного недовольства новые запреты пока не вступили в силу, однако медики все чаще отказывают женщинам в праве на аборт. Как польки борются за право распоряжаться своим телом и на что готовы пойти в этой борьбе

По действующим законам в Польше можно делать аборт лишь в трех случаях. Первый — беременность в случае изнасилования или инцеста. Второй — беременность угрожает жизни матери. Третий — наличие у плода тяжелого дефекта развития или болезни, которые угрожают его жизни.

22 октября Конституционный суд решил запретить третье из этих условий. И это при том, что именно дефект развития плода (чаще всего — синдром Дауна)
был причиной примерно 98 процентов всех легальных абортов в стране. А их было около 1,1 тысячи.

Недовольные таким поворотом событий женщины и мужчины массово вышли на акции протеста — демонстрации считаются крупнейшими за три десятилетия. Они требуют свободного доступа к абортам для всех желающих женщин до 12-й недели беременности.

Изначально свой гнев протестующие выливали на церковь: поскольку подавляющее большинство жителей страны религиозно, ее давление по подобным вопросам крайне сильно. Недовольные срывали службы, выкрикивали непристойности в адрес священнослужителей и писали на фасадах церквей номера горячих линий по абортам. Однако из-за негативной реакции общества такие провокационные акции были прекращены. В то же время уличные протесты, несмотря на пандемию коронавируса, продолжились.