- «Поясните, пожалуйста, притчу о богаче и Лазаре. Что такого плохого сделал богач и что такого хорошего сделал Лазарь? Ведь они просто поставлены в такие условия жизни. Каждый жил в соответствии со своим положением. Что мы должны вынести для себя из этой притчи?»
Лазарь, мы предполагаем, по-христиански переносил свое положение, то есть безропотно, со смирением. Дело ведь не в том, что на тебе надето, в каком ты положении: в почете или в презрении, в бедности или в богатстве, а в том, как ты с этим живешь. Всё внешнее условно. Одного человека можно поставить сначала в бедность, нищету. Если он научится с бедностью и нищетой жить и по-христиански воспринимать ее ― честь ему и хвала. Но не факт, если этому человеку дать много денег, наделить известностью и назначить на высокий пост, что он так же по-христиански будет жить в этой ситуации.
Богач этот был поставлен промыслом Божьим, жизнью, судьбой (как хотите) в условия богатства, но как он с этим жил, как он это воспринимал? Из самой притчи понятно, что не очень хорошо. А Лазарь в своей бедности не нищетой заслужил Царство Небесное, а правильным отношением к своему положению.
Но между тем, богач был не совсем плох, как это может показаться на первый взгляд, потому что, во-первых, он узнал Лазаря, он знал его по имени. И, увидев у Авраама Лазаря, он обратился к нему и даже попросил, чтобы Лазарь пришел и облегчил его страдания: смочил ему язык. Видимо, он какую-то милость этому Лазарю оказал, поэтому так просил дерзновенно. И даже сам факт, что он увидел Авраама (видение ему было) ― это же на самом деле тоже милость. За что-то ему это было дано в качестве утешения.