Одним из самых известных эпизодов Сталинградской битвы был рейд советских танкистов на станицу Тацинскую, где немцам были нанесены существенные потери.
Начиналось все так. Войска 24-го танкового корпуса генерал-майора Василия Баданова в декабре 1942 г. получили приказ от командующего армией Ватутина прорваться через позиции 8-й итальянской армии в тыл немцев и решить таким образом сразу три задачи: попытаться отрезать оперативную группу немцев от Ростова-на-Дону, отвлечь немецкие войска от Сталинграда, разгромить аэродром у станицы Тацинской с которого летали самолеты и снабжали окруженную 6-ю армию Паулюса.
К моменту рейда корпус состоял из трех танковых бригад: 4-й гвардейской, 54-й и 130-й, имелась также 24-я мотострелковая бригада, 658-й зенитно-артиллерийский полк и 413-й отдельный гвардейский минометный дивизион. В корпусе было 159 танков (Т-34 и Т-70) или 90 %, он был укомплектован личным составом на 70 % (10 709 человек), автотранспортом на 50 %.
19 декабря корпус без особых проблем прорвал боевые порядки итальянцев, буквально намотав бегущих солдат на гусеницы, так что некоторые машины становились бурыми.
Немцы же перехватить корпус Баданова не успели. За 5 дней танкисты прошли уже 240 км. 8-я итальянская армия была разбита, 15 000 солдат и офицеров попали в плен. Вся некогда 250-тысячная армия потеряла убитыми, раненными и пленными половину своего состава.
К 8 вечера 21 декабря корпус доехал до населенного пункта Большакова. Затем танкисты двумя бригадами захватили село Большинку.
4-я гвардейская танковая бригада корпуса с трудом взяла Ильинку уже на подступах к Тацинской. Ее обороняли полбатальона немцев и 150 казаков, вступивших в вермахт.
Начинался сказываться недостаток топлива, перед Тацинской оставалось менее половины запасов в баках танков, а база снабжения осталась на удалении 250 км в Калаче. Со средствами подвоза было не все хорошо, но корпус продолжал наступать.
Штурм собственно Тацинской начался утром 24 декабря под аккомпанемент залпов "Катюш" из состава 413-го гвардейского минометного дивизиона. С аэродрома едва успел сбежать генерал Фибиг командующий 8-го авиакорпуса люфтваффе, он едва успел отдать приказ взлетать и уходить в сторону Новочеркасска. Удар наносился одновременно с трех сторон, сигналом к атаке и стал залп "Катюш", а также радиосигнал "555".
Немцы не успели воспользоваться своими зенитками 88-мм.
Сохранились воспоминания немецкого летчика Шрайта о тех событиях, он вспоминал, что только рассветало и в станицу Тацинскую и на аэродром ворвались советские танки и начали вести огонь. Самолеты загорались, взрывались склады боеприпасов. Транспортник Ю-52 врезался в танк и взорвался. В воздухе столкнулись "Хейнкель" и "Юнкерс".
Баданов радировал своим, что задача выполнена, уничтожено 40 самолетов (потом их число вырастет до 300). Советские танкисты сначала стреляли по самолета, а затем ездили их хвостам.
Манштейн поняв, что не пробьется к Паулюсу перенацелил 11-ю и 6-ю танковые дивизии на противодействие корпусу Баданова.
По советским танкистам теперь работает артиллерия и авиация, севернее Тацинской появились передовые отряды 6-й немецкой танковой дивизии.
К 25 декабря в составе корпуса Баданова остается в строю только 58 танков: 39 Т-34 и 19 Т-70, а боеприпасы и ГСМ на исходе.
Утром 26 декабря к танкистам при поддержке 5 Т-34 пробились 6 грузовиков с боеприпасами и 5 бензозаправщиков. Это будет последняя подпитка корпуса. Позже пробилась к корпусу 24-я мотострелковая бригада без топлива и боеприпасов, ее тыли разбили немецкие казаки.
Тогда же Баданов узнает, что корпус получил звание гвардейского. Ватутин отправил на подмогу два моторизованных корпуса и две стрелковые дивизии, но 6-я немецкая танковая дивизия их удары отразила. Корпус Баданова оказался в окружении.
27 декабря Баданов докладывает Ватутину о том, что снаряды на исходе, большие потери в личном составе, удерживать Тацинскую он больше не может. Удалось сделать заменитель дизтоплива из масла и авиабензина второго сорта.
Ватутин приказывает держаться пока это возможно. К вечеру того же дня советские самолеты сбросили контейнеры с боеприпасами, но к красноармейцам попали только 60 %.
Баданов решает все же прорываться, ночью 28 декабря остатки 24-го танкового корпуса нащупали слабое место в немецкой обороне и рванули из окружения в районе Ильинки, переправились через реку Быстрая и соединились со своими частями. Остались в живых 927 человек или примерно десятая часть от первоначального состава корпуса на 19 декабря.
Верховный Совет и Советское Верховного главнокомандование отметили успехи корпуса в тылу врага, за время рейда 24-й танковый корпус отчитался об уничтожении 11 292 солдат и офицеров противника, взял в плен 4 769 человек, подбил 84 танка и уничтожил 106 орудий.
Генерал-майор Василий Баданов получил звание генерал-лейтенанта и был награжден орденом Суворова второй степени под номером один.
Спасибо за прочтение.
Источники: Тацинский рейд генерала Баданова. Рейд генерала Баданова.