Итальянский композитор Эннио Морриконе возвёл музыку к кинофильмам в отдельный жанр. В истории кино очень много примеров ярких творческих союзов между режиссёром и композитором. Так работали Альфред Хичкок и Бернард Герман. Нино Рота писал музыку сразу для нескольких режиссёров (Федерико Феллини, Лукино Висконти, Фрэнсис Форд Коппола) - и все эти совместные работы были успешны и стали классикой. Но больше всего композиций, которые с одной стороны повлияли на успех картины, а с другой - стали жить самостоятельно, за пределами экрана, написал, пожалуй, именно Эннио Морриконе.
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941
Сейчас музыковеды заново оценивают его творчество и размышляют, может ли музыка повлиять на восприятие фильма. Странный вопрос - кажется, это очевидно.
Свои первые кинохиты Морриконе сочинил для "долларовой трилогии" Серджо Леоне - "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше", а главное - "Хороший, плохой, злой". Музыка из этого фильма прославила его на весь мир и стала лейтмотивом темы "дикого Запада" в современной культуре.
Так вот, сам Серджо Леоне однажды сказал, что от музыки зависит 40% успеха фильма. Однако Эннио Морриконе, кажется, сделал всё, чтобы увеличить этот процент минимум вдвое.
Лучший пример - французский фильм "Профессионал" (1981). Это классический случай, когда музыка лучше фильма. Да, он был очень популярен у нас в своё время. Но те, кто рискнут посмотреть его сейчас, часто испытывают разочарование - ведь на самом деле это очень простенький боевик, ничего особенного. Жан-Поль Бельмондо хорош сам по себе, но, говорят, именно он упросил Морриконе использовать в этом фильме мелодию Chi Mai, которую композитор создал задолго до этого для фильма Maddalena. Она звучала во многих других проектах, в том числе в рекламе собачьего корма Royal Canine и навязла у французов в зубах до такой степени, что её спародировали в фильме "Астерикс и Обеликс" (читайте об этом в статье "Что такое Chi Mai"). Но решение оказалось гениальным, потому что именно музыка Морриконе вознесла "Профессионал" на вершины популярности.
Сам Эннио Морриконе говорил:
«Большую часть времени люди воспринимают музыку в фильме как подсознательное внушение. Как композитор я ищу основную историю в фильме. Такую, которую нельзя рассказать через образы или диалог».
Так получилось, что в фильме "Профессионал" Морриконе рассказывает какую-то историю, которая оказалась очень личной для каждого. Музыка, которая звучит по ходу всей картины, не оставляет равнодушным абсолютно никого. А главное - она цепляет вне видеоряда. Ведь сейчас эту музыку Эннио Морриконе знают даже те, кто никогда не смотрел фильм.
Любопытно, что истоки Chi Mai можно обнаружить в Адажио Баха BWV 974. Но, как сказал британский композитор, драматург и телеведущий Нил Брэнд,
"Великая киномузыка каким-то образом сохраняет свою магию, даже когда обнажаются её знакомые мелодии".
Для "Профессионала" Морриконе написал и другую мелодию - Le Vent, Le Cri.
«Я всегда писал тональную музыку, легко воспринимающуюся на слух, хотя и не банальную. Я использую простые гармонии, аккорды из трёх нот, которые легко воспроизвести даже на гитаре. Если я начинаю в ре-миноре, то и закончу в ре-миноре. Гармония должна быть простой и доступной всем».
Le Vent, Le Cri - любопытный пример в этом смысле. Этот трогательный мотив невероятно цепляет, он простой и короткий, но повторяется в нескольких тональностях, бесконечно переходя из одной в другую - и в этом его очарование. В принципе, он может так звучать бесконечно.
Так же бесконечно можно пытаться понять, какая из двух мелодий "Профессионала" лучше - Chi Mai или Le Vent, Le Cri. Пронзительные и душераздирающие, они очень похожи и в то же время разные - по настроению и характеру, по впечатлению. Какая нравится больше лично вам? Пишите в комментариях!
Благодарю за внимание!
Если будет время и желание, загляните:
YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty
И слушайте подкаст «Истории о песнях»!
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941