Найти в Дзене
Satdata

Martin 156, он же ПС-30 - один, и без оружия

Russian clipper
Russian clipper

В тридцатые СССР усиленно развивал свою авиапромышленность. Интересен здесь аспект закупки зарубежных самолетов, и, главное - лицензий на их производство. Говорят, чем крепче и мощнее становились наши ВВС и Аэрофлот, тем меньше закупали и опирались на свои, собственные, крылья. Однако, некоторые интересные образцы скупались и во второй половине тридцатых. Например летающая лодка Мартин 156 (проходит на западе как Russian Clipper), была закуплена со всей документацией и лицензией на выпуск в 36-37-м годах.

Планы на самолет видимо были очень большие. И суммы драгоценной валюты были потрачены по тем временам особенно - огромные. Сам самолет стоил более миллиона тех долларов, а отдельно закупленные устройства и комплектующие - еще более чем на 800 тысяч долларов. Идея была создать что то вроде "океанского" крейсера, способного на многие тысячи километров от баз производить бомбежки врагов, благо грузоподъемность позволяла переносить многие тонны полезной нагрузки.

Но,похоже, все произошло как обычно... Одна группа товарищей закупила самолет,другая это обосновала,третья приступила к его переделке в военный бомбардировщиков. Построили полноразмерный макет, решили массу сложных проблем - типа куда крепить бомбы и как стрелять по истребителям противника в сторону хвостового оперения и много чего еще...

Но уже после (!) выяснилось, что с такой малой скоростью даже такие шикарные бомбовозы ВВС не нужны, к тому же страна у нас северная реки и моря замерзают (проблема со взлетом и посадкой)... Как водится, подключили еще тему врагов народа, которые разработали сам этот проект... Короче, самолет отдали гражданским, а всю валютную технику сдали в металлолом...

Кстати, как гражданский самолет этот лайнер был весьма неплох. Некоторое время стоял на линии Хабаровск-Петропавловск-Камчатский, перевозил более 40 пассажиров и грузы, без нареканий! Во время войны использовался для специальных перевозок. Сразу после войны, к сожалению, списали...

он же, все фото статьи взяты из открытых источников
он же, все фото статьи взяты из открытых источников

Технические характеристики:

экипаж – 7 человек,
силовая установка – 4 х «Райт-Циклон» GR-1820-G2 мощностью по 850 л. c.,
размах крыла – 47,9 м и его площадь – 213,0 м2,
длина – 28,0 м, высота – 7,51 м,
вес пустого – 14 400 кг, взлетный вес – 28 100 кг,
максимальная скорость – 252 км/ч, дальность – 5000 км, практический потолок – 4400 м.

О другом гидроплане - немецком, летавшем на нашем крайнем севере - - здесь.

О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.

Всем удачи и успехов!