Найти тему
diletant.media

Пропаганда времен войны: как она работала?

Во время Великой Отечественной войны ожили, встали рядом, плечом к плечу, многие герои нашей отечественной истории. «Бьются отчаянно, колются здорово дети Чапаева, внуки Суворова», — писал небезызвестный поэт Самуил Маршак.

Стоит отметить, что Министерство пропаганды и просвещения Третьего рейха тоже не зря ело свой хлеб с маслом. В 1941 году в ряды вермахта был «мобилизован» Владимир Ильич Ленин. На немецких листовках, обращенных прежде всего к тем людям, которые считали, что Сталин обманул надежды 1917 года, появился слоган, призывающий солдат Красной армии переходить на сторону гитлеровцев: «Долой Сталина! За дело Ленина! За ленинский социализм».

Что касается Суворова, то его образ использовали все без исключения: и наши, и немцы. На весьма известной немецкой карикатуре, широко распространенной на Северо-Западе и в Центральной России, была изображена тень Александра Васильевича, который, склонившись над битыми советскими полководцами, Буденным, Тимошенко и иже с ними, ехидно говорил: «А вы друзья, как ни садитесь, все в полководцы не годитесь».

Плакат. Источник: liveinternet.ru
Плакат. Источник: liveinternet.ru

Любопытно, но советская пропаганда брала на вооружение не только отечественных героев. В 1941 году одним из «красноармейцев» стал Отто фон Бисмарк. Повсеместно, и в печати, и по радио, приводились цитаты первого канцлера Германской империи, где он говорил, что с Россией связываться нельзя, что Россия — великая держава.

Использовали наши пропагандисты и некие положительные, позитивные образы замечательной немецкой поэзии. Генрих Гейне, например, в силу своей национальности оказался в Третьем рейхе практически под запретом, хотя абсолютное большинство немцев знали его волшебные строки. А у нас он был подан как гений, как человек, искренне любивший Германию, немецкий язык.

Что касается пропаганды среди рядовых, простых солдат, которые вряд ли были знакомы с творчеством Гейне, то здесь взор агитаторов был направлен на эпос, на народный фольклор. Практически в каждом национальном подразделении Красной армии в обязательном порядке проводились параллели с мифическими богатырями, с национальными героями.

Когда под Ленинградом сражались воины из Киргизии, их сравнивали с легендарным Манасом, героем национального эпоса. Причем всячески подчеркивалось, что Манас незримо присутствует вместе с воинами.

Листовка. Источник: 7lostworlds.ru
Листовка. Источник: 7lostworlds.ru

Если говорить о каналах пропаганды, через которые можно было донести все вышеназванные (и не только) тезисы, то немцами, например, активно использовались газеты, брошюры, листовки.

Еще одной формой воздействия было аудио (рупор, громкая связь). Советские пропагандисты рассказывали, что иногда они читали Гейне, ставили пластинки с немецкой классической музыкой, с советскими песнями и так далее.

Что же касается радио, то, как известно, в первые недели начала войны все радиоприемники были реквизированы, изъяты у населения. Остались они только у советской партийной военной элиты.

Подробнее