Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Правда ли, что в Татарстане действует двойной акциз на алкоголь?

Знакомый пару лет назад открывал винный бар в Казани. Ему грезилось прекрасное и розовое, как коммунизм, будущее: он будет подавать полюбившиеся ему вина, которые можно будет попробовать только у него в баре и больше нигде, это будет уникально, это будет эксклюзив, а гости будут ходить и выражать ах.

Каково же было его удивление. Когда он узнал про двойной акциз на алкоголь в Татарстане.

Для многих даже живущих здесь это новость, поэтому решил упомянуть о такой детали местного общепита — у вас, в России, просто один акциз на алкоголь, а у нас, в Татарстане, двойной: плюс к федеральному добавили местный. Это означает — не все вина попадают к нам на внутренний рынок, только те, что прошли оба фильтра.

(надо отметить, что потом я слышал об этом двойном акцизе неоднократно от нескольких людей, которые работают с алкоголем на внутреннем рынке Татарстана, но вот в интернете никакой информации об этом почему-то не нашёл)

Само собой, это сказывается на состоянии и содержании винных полок. Скажем, те вина из Азербайджана, которые хотел продавать мой приятель в собственном винном баре, не могут быть реализованы, ибо не прошли двойной акциз.

Таким образом, ему пришлось полностью переехать на тот ассортимент, который одобрен, дозволен и т. д. И, соответственно, не является уникальным.

Помню, однажды мы с женой оказались в Соль-Илецке. И зашли в местный магазинчик «Красное и белое». Смотрим на полки и не можем понять — что это такое? Буквально вот ни одной знакомой этикетки, все вина какие-то неведомые, какие-то невиданные, как будто мы за границей...

(это как я в Берлине зашел в первый раз в немецкую энотеку, весь из себя, типа я ваши рислинги еще мальчиком пил, показывайте, где тут Файнхерб; и оволосел — там не было просто ни одного вина, которое я хоть когда-то хоть где-то хоть в каком-то виде знал; это был винный Косой переулок, я хватал воздух ртом как рыба и нуждался в помощи)

И тут до нас доходит — мы же в России. Здесь можно попробовать вино, которое к нам просто не попадает.

И мы купили, как сейчас помню, сухой гевюрцтраминер, каковой гевюрцтраминер провезли через три страны и открыли на озере Чарвак в Узбекистане, 90 км от Ташкента, под свежайшие местные овощи, мясистые, приготовленные в чугунном казане.

А к чему это приводит: есть в Казани такая компания, «Саман», они занимаются поставкой вин в заведения. А также составлением винной карты. А также обучением персонала. А также организовывают для владельцев заведений винные туры по, например, Испании, как было в прошлом году. То есть, натурально, собирают компанию типа рестораторов, их везут на винодельческие хозяйства в какой-нибудь Валенсии или Каталонии, там им рассказывают и наливают.

И вот работал я в кафе, где была винная карта от «Самана». Все выучил, все попробовал, разобрался; перешел работать в винный бар. Там тоже карту составлял «Саман», поэтому 90% вин я уже знаю, уже пробовал. Перехожу в третье заведение — там тоже вино от «Самана», уже разнообразнее, но тоже довольно быстро разобрался и попробовал новое.

Дальше: вот открылся новый ресторан в центре, прихожу — а там вина от «Самана», и ровно те же самые, что я лично сам подаю на работе. С родителями жены едем на семейный ужин в любимое заведение тестя — там тоже вино от «Самана», причем самые попосовые позиции, абсолютно беспроигрышные варианты.

Я уже упоминал, что официантам приходится пить по работе. Недаром сказано у великого Омара Хайяма:

Запрет вина - закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.

Поэтому, когда совсем новые и совсем прогрессивные заведения правдами и неправдами пытаются чуть не из-под полы подавать алкоголь, который по тем или иным причинам не проходит двойной акциз — этим они могут, хотя бы теоретически, генерировать свою ЦА ценителей редкого алкоголя.