1902 год. Гибель пассажирского парохода.
Пароход «Рыбка» шлиссельбургского товарищества Рыбкина и Беляева, вышедший из Шлиссельбурга в Петербург в 4 часа дня 30 апреля, встретил на Неве два затора ладожского льда. Пароход благополучно миновал первый затор у деревни Дубровки и врезался в новый затор, выходя из которого, внезапно, на полном ходу, наскочил на валун, находящийся впереди отмели. Пароход накренился в левую сторону и постепенно стал погружаться в воду. Среди пассажиров, которых насчитывалось по билетам 275 человек, произошла невообразимая паника. От сильного толчка многие попадали в воду и, барахтаясь вокруг тонущего парохода, молили о помощи. Многие из пассажиров бросились в реку. Вода через пробоину в носовой части, прежде всего, хлынула в дамскую каюту. В ней находились 8 женщин с 2-мя детьми. Каюта была наглухо закрыта, и в ней погибли все 10 человек. Пароход довольно быстро погружался. Спустя несколько минут к месту катастрофы подоспел буксирный пароход «Валя» Симонова и принял деятельное участие в спасении пассажиров. Некоторые пассажиры погибли на глазах спасающих. Число жертв в настоящую минуту трудно определить. По словам очевидцев катастрофы, на глазах их погибло 22 человека. По официальным сведениям, слухи о десятках жертв при катастрофе с пароходом «Рыбка» не верны. На пароходе было 197 пассажиров, из них 100 рабочих. Все оказались спасенными. Не досчитались 2-х рабочих.
1902 год. Ужасный случай.
Прибывшие из Сулины передают о следующем случае, происшедшем 2-го сентября. В гавань вошел греческий пароход и, отдав левый якорь, начал швартоваться к пристани. С правой стороны парохода находилась шлюпка с двумя матросами, принимавшими конец. Шлюпка находилась под висячим правым якорем. Вместо того чтобы разобщить левую муфту и дать свободный выход цепи, боцман разобщил правую. Раздался грохот, и якорь свалился на голову одного из матросов, бывших на шлюпке, и увлек свою жертву на дно. Это произошло на глазах массы людей. Другой матрос, которого якорь не коснулся, схватился за якорную цепь, которая также и его увлекла за собой на дно, разбив ему руку. Не потеряв сознание, он освободил свою раздробленную руку и выплыл наверх. Подхваченный подоспевшей помощью, он потерял сознание и в таком состоянии был отправлен в больницу европейско-дунайской комиссии, где приняли меры к приведению его в сознание, но безуспешно, хотя матрос с полными признаками жизни. Боцман, говорят, близок к помрачению. Мать погибшего единственного ее кормильца предъявила к греческому пароходу иск в 10000 франков.
1908 год. Одесские Цепеллины.
Одесские воздухоплаватели потерпели катастрофу и возвратились домой на пароходе. Вот как описывает катастрофу один из участников неудачного полета, член местного аэроклуба А. А. Ван дер Шкруф.
«В первый момент подъема шара мне показалось, что полет будет удачным. Подъем был очень стремителен, и мы сразу сделали прыжок на 2400 метров, почти не расходуя балласт. Нас понесло к Кинбурнской косе. С головокружительной быстротой мы миновали эту косу, и вскоре показалась другая коса – Тендровская. Было 7 часов 15 минут. До последней косы оставалось не более 2-х верст, и приблизительно на этом расстоянии ветер стал склоняться к югу. Шар понесло вдоль косы, и для нас стало ясно, что мы попали в очень неблагоприятное течение. Не желая расходовать балласт, которого у нас оставалось 6 мешков, мы спустились ближе к морю, и так со спущенным гайдропом (канатом) отдались во власть ветра. Мы находились критическом положении: газ уходит, балласта мало, а впереди море, море и море. Когда мы ушли от берегов на 15 верст, я выбросил голубя с телеграммой к президенту аэроклуба, барону Каульбарсу, и, донося о нашем положении, просил телеграфировать в Севастополь, откуда быстроходным судном можно было оказать помощь. Но почтовые голуби неохотно летят вечером, и наш посланник, вынужденный оставить корзину, забрался на верхушку шара, устроился на клапане и оставался там до конца нашего путешествия. От 9 до 11 часов мы переживали очень тревожное время. Была приготовлена бутылка, в которую мы собирались вложить в последнюю минуту прощальные письма. У нас оставалось всего 2 мешка балласта, канаты, якорь и наши вещи. Так мы неслись по морю еще 2 часа, но вдруг я, стоя на вахте, которую мы несли поочередно, заметил движущийся огонек. Оказалось, что это был наш спаситель – пароход «Восточная Звезда».
1908 год. Живой товар.
Керченские рыбаки нашли на берегу моря записку, очевидно выброшенную из парохода. В ней какая-то женщина сообщает, что ее против воли везут из родного города в Баку, в какой-то притон, откуда ее собираются перепродать в Турцию. По дороге на пароходе несчастную поят каким-то снотворным напитком, отчего она тяжело и надолго засыпает. Ее насилуют. Несчастная женщина молит о помощи, просит вырвать ее скорее из рук мучителей. Записка краткая, написанная наскоро, дрожащей рукой, очень мало дат. Подписаны только фамилия и имя жертвы.
Но энергичными мерами местной полиции удалось уже сделать многое для выяснения этого темного дела. Телеграфными запросами удалось узнать, что молодая женщина из Луганска, недавно, всего месяц, как вышла замуж за какого-то рабочего. Полиция предполагает, что «новобрачный» и перепродал свою жену в бакинский притон. В руках полиции имеется фотографическая карточка похищенной женщины (случайно оказалось, что брат ее служит в местной нестроевой роте). Об этом похищении молодой женщины (19 лет) сообщили немедленно бакинской полиции. За всеми притонами там устроен надзор. Есть надежда, что полиция вырвет жертву из рук торговцев живым товаром, если записка не опоздала, и несчастную не успели отправить в Турцию или Персию.
1908 год. Людоедство.
«Прибывший на днях в Брюссель из Конго пароход «Леопольдвиль» принес страшное известие об участи, постигшей экипаж другого бельгийского парохода «Ville de Bruges». Пароход этот несколько времени тому назад потерпел крушение на реке Конго. Полагали, что в то время весь экипаж утонул. Теперь сделалось известным, что они в волнах не погибли, но приняли более ужасную смерть. Все они спаслись вплавь и благополучно достигли острова Укатурака, где ожидали найти безопасный приют. Но там на них напали туземцы, убили и съели. Укатурака – небольшой остров в среднем течении реки Конго. Шесть туземных вождей, принимавших участие в зверском истреблении экипажа, повешены».
И еще сообщение на эту тему.
«Пассажиры прибывшего в Саутгемптон судна «Альбертвиль», что судно «Виль де Брюж» близ берегов Африки пошло ко дну вследствие циклона, причем погибло 70 человек. Капитан же судна и его друг, спасшиеся каким-то чудом, попали в руки туземцев и были ими съедены».
Таки съели.