В лётной жизни, как только пилоту приходится менять тип самолёта, который он эксплуатирует, нужно начинать всё почти с нуля. И это заставляет ощущать себя учеником, каждый раз на этом этапе лётной жизни.
Так получилось и в тот раз, когда я, будучи уже пилотом первого класса, вдруг сменил маленький Ан-2, где экипаж состоял только из двух пилотов, на самый настоящий воздушный лайнер Ил-76, который не только был почти в сорок раз тяжелее, но и управлялся экипажем из семи человек.
И вот, длительное обучение пройдено и мне предстоит первый производственный полёт в качестве второго пилота этого замечательного самолёта.
Экипажи в то время являлись на вылет загодя, как минимум за два часа. Но существовало негласное правило, которое мне разъяснил отец перед моим первым производственным полётом:
-Второй пилот должен приходить на вылет хоть на минуту, но раньше командира.
К тому времени, о кортом я рассказываю, я уже более десяти лет не летал в качестве второго пилота и теперь мне нужно было возвращаться в непривычное для меня состояние. Поэтому, когда пришёл командир, я попытался обозначить своё знание авиации и немного административное рвение.
Я представился и спросил нужно ли узнать, где и что с нашим самолётом.
-Нет, - ответил тот, - бортинженер уже занимается этим.
-Может узнать про загрузку? – ещё раз попытался быть полезным экипажу.
-Не нужно, - снова получил ответ от капитана, - операторы узнают.
-Тогда давайте я получу навигационный чемодан или коды опознавания, -продолжал я искать себе работу.
-Штурман получит чемодан, радист коды, - услышал я в ответ и ещё раз спросил:
-А что мне делать?
Командир, который был моим инструктором спокойно-назидательно и очень чётко сказал:
-Ты пилот. Ты ничего не должен делать.
Было очень непривычно и приятно услышать такое, осознавая на практике, что такое многочленный экипаж.
Впрочем, это оказалось ненадолго. Через семь лет я переучился на самолёт Боинг-737, где экипаж два человека, как на том самом Ан-2 и вспомнил сразу, что перед полётом я должен знать где мой самолёт и в каком он состоянии. Какая загрузка будет на рейсе. Естественно, что и навигационный чемодан, и коды опознавания, и навигационные расчёты, и таможенные декларации, и паспорта, и разрешения на пролёт территорий, и метео, и полётное задание – всё на экипаже из двух человек.