Найти в Дзене

44. О море, о чайках, как-то так...

Оглавление

1902 год. Гибель парохода.

В Одессу прибыл капитан и команда погибшего на днях на Черном море, вблизи кавказских берегов, парохода одесского купца Н. Розенфельда «Работник». Моряки эти сообщают следующие подробности об обстоятельствах, сопровождавших гибель парохода. Приняв 14095 пудов жестяных обрезков от фирмы «Братья Цовьяновы», для торгового дома «Братья Вайсман», пароход "Работник" 21 июня, около 7 часов вечера, при тихой погоде, снялся из Батума на Одессу, под командой капитана А. Л. Текке, при 10-ти человеках команды и 1-ом пассажире, взятом на пароход бесплатно. До полуночи на море стоял полнейший штиль, а затем подул западный ветер и вскоре осложнился сильным дождем.

Около 4 часов утра, когда «Работник» находился в расстоянии 55 миль от Батума, внезапно налетел ураган с юго-запада. Пароход подвергался сильной боковой качке. Пароходу и его экипажу угрожала серьезная опасность. Капитан «Работника» попытался поставить пароход против зыби, но под влиянием бурного ветра и ужасного волнения пароход не слушался руля. Видя, безуспешность всяких усилий, капитан скомандовал: «Все наверх»! И не прошло 2-х минут после исполнения этой команды, как натиском разъяренной стихии опрокинуло пароход вверх килем. Все бывшие на палубе люди почувствовали себя во власти холодных волн. Не известно, каким путем, но некоторые из служащих команды очутились на киле, за который удерживались, напрягая последние силы. Другие боролись с волнами, хватались за плававшие предметы, попавшие в воду с того же парохода, и в отчаянии взывали о помощи. Капитана нигде не было видно. Боцман парохода С. Г. Зверев, вовремя ухватившийся за выступ на корпусе «Работника», быстро сообразил, что капитан, распоряжавшийся все время на мостике, должен был во время погружения парохода попасть под его палубу. Не теряя времени, Зверев нырнул в море и вскоре наткнулся на господина Текке, схватил его за одежду и помог ему выкарабкаться на морскую поверхность. В момент, когда пароход опрокинулся, с его палубы упало в море значительное количество груза. Это намного облегчило его тяжесть, вследствие чего волнением вскоре повернуло корпус «Работника» в обратную сторону, и он оказался одним бортом в воде. Тогда капитану и некоторым служащим команды удалось снова взобраться на палубу, а другие остались в воде, оттолкнутые волнением далеко от парохода. Тем, которые попали на палубу, капитан скомандовал сорвать шлюпки, чтобы спасти людей, державшихся на морской поверхности. Это было тотчас же исполнено, и тех, которые были видны в море, подобрали в шлюпки. Питая еще какую-то надежду на спасение парохода, господин Текке с механиком Романовским бросились в машинное отделение, а там все было переполнено водой, и сделать что-либо оказалось не возможным. Корма парохода уже погружалась все ниже и ниже в море. Выбросить груз из трюмов и облегчить пароход уже было не возможно, так как зыбь переваливала через весь пароход. О спасении судна нельзя уже было думать. Тогда по приказанию все перешли в шлюпки. Едва команда успела разместиться в двух шлюпках, как ужасным порывом ветра их подхватило и отнесло далеко от погибавшего парохода. Вскоре «Работник» совершенно скрылся с горизонта. Силою шторма гнало моряков в шлюпках обратно к берегам Кавказа. При проливном дожде, шлюпки бросало во все стороны, и все время заливало водой. При ужасных условиях моряки скитались по волнам около 8 часов кряду. Около полудня обе шлюпки выброшены были волнами на берег недалеко от Усть-Черохского поста пограничной стражи. Здесь солдаты заметили измученных, барахтающихся в воде моряков и поспешили к ним на помощь. Вскоре все были доставлены на берег. Спасенными оказались все, за исключением взятого из Батума бесплатного пассажира, которого нигде нельзя было разыскать. Кто этот пассажир – никто не знает.

1902 год. Страшная буря.

31-го августа, в семь с половиной часов вечера, над Киевом разразилась страшная буря. На многих домах сорвало крыши, в садах были повалены деревья, на многих улицах сорвало вывески, побило окна и при падении деревьев порвало телеграфную проволоку. В это время на Бассейной улице проходила крестьянка Александра Абашкина, 42-х лет. Вдруг с дома Крыжановского, № 13, буря сорвала ставню, которая упала на женщину и разбила ей голову. На Днепре происходило нечто не вероятное. Немногие катавшиеся на реке успели пристать к берегу, на который буря чуть не выбросила их лодки. Пароходы зашатались и затрещали. Матросы струсили не на шутку и употребляли все усилия, чтобы их самих не сбросило в воду. В это время буксирный пароход общества пароходства «Эммануил» шел вверх по Днепру с грузом 7300 пудов. Буря захватила его у железнодорожного моста. Пароход запрыгал, как мячик. Рулевой направил пароход против ветра, но он не слушался руля, и его отнесло в сторону. Момент был критический. Вдруг произошло нечто не вероятное. Когда судно стало боком к ветру, буря накренила его на бок, и окна парохода очутились в воде. Во внутрь хлынула вода. Пароход и без того сидел глубоко, теперь же он стал опускаться на дно. На пароходе было 17 человек команды. Между матросами произошла паника. Некоторые стали быстро раздеваться и вплавь пустились к левому берегу, который был уже недалеко. Другие же спасались в лодке. Последним сошел с парохода капитан Жилишкевич. Вслед за этим пароход погрузился в воду и пошел на дно на глубине три с половиной саженей. Теперь на том месте виднеется лишь верхушка трубы.

1907 год. В Ледовитом океане на лодке.

В ноябре прошлого года три помора, крестьянина из Онежского уезда отправились на двух лодках в Белое море на морской звериный промысел. Два месяца, вследствие неблагоприятной погоды, поморы пробыли на острове Жужмуй в бездействии и лишь 22 января вышли в открытое море. Но в это время как раз начал дуть страшный враг поморов в момент охоты на льдинах – южный ветер, относящий и льды и лодки промышленников в открытое Белое море, за редчайшим исключением, на верную смерть.

Поморы не могли справиться с сильным ветром, и отдались в его власть. Их понесло к северу. Так как лодки затирались тонким льдом, который постепенно намерзал на них, то пришлось вытащить лодки на толстую льдину. 5-го марта, в понедельник, на первой неделе Великого поста, поморов вынесло уже к Ледовитому океану. Они были около мыса Нос. Ветер все усиливался и перешел на западный. Льдину разломило. Одну лодку с припасами и пищей отмыло, а поморы с другой понеслись к востоку мимо мыса Канин Нос уже в открытый Ледовитый океан. 22-го марта их пронесло мимо острова Колгуев, но высадиться не удалось, и ветер понес поморов дальше к Новой Земле. Хлеба и каких-либо припасов не было. Питались мясом морских зверей, а позже, за отсутствием мяса, и их шкурами. Казалось, гибель была неизбежной. Промышленники готовились к смерти. Но в самый критический момент счастье им улыбнулось. 4-го мая, когда носившиеся по Ледовитому океану поморы находились между островом Колгуевым и Гусиной Землей (70° 11´ северной широты), их встретило проходившее норвежское судно и взяло на борт.

Тут бы отдохнуть от страданий, оправиться, но дома голодные семьи. И, вот, с 4-го по 20-е мая поморы в места с норвежцами промышляют во льдах зверя.

Пользуясь гостеприимством норвежцев, они успели напромышлять 148 зверей и 100 пудов сала. Но спасители, оказалось, не пожелали быть бескорыстными, и при высадке поморов 20-го мая на Новой Земле, «за хлопоты», взяли себе все сало (7 бочек) и третью часть шкур, о чем составили, как и обо всем происшедшем, акт, не забыв упомянуть: «Покорнейше просим российское правительство дать нам вознаграждение за наши труды».

С 20-го мая спасенные жили на Новой Земле, ожидая русского парохода, который и доставил их, наконец, 19-го июля в Архангельск. Имена спасенных: (имя неразборчиво) Прокофьев Самойлов, Василий Алексеевич Крокачев, Василий Григорьев Кудикаев. Живут они в Онежском уезде, Архангельской губернии, в с. Золотице. Семьи их полгода голодали, так как здесь единое средство к существованию – этот каторжный морской промысел.