По летописцу, в 969 году состоялся знаменательный совет Святослава с Ольгой и боярами. В ответ на их справедливые упреки, что князь бросил Киев, Святослав высказал им свое видение будущего Великой Руси: «Рече Святославъ къ матери своей и къ боляромъ своимъ: «не любо ми есть в Киевѣ быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 66].
В знаменательном ответе Святослава, обозначена существенно иная перспектива развития Руси. Святослав понимал слабость варяжской геополитической конфигурации страны, центром которой был Киев, имеющий южные границы, которые сложно было защитить от набегов народов Великой Степи. Святослав наметил юго-западную середину Русской земли по Дунаю, как южный центр европейского славянства вообще [1].
Планы Святослава имели под собой глубокий исторический смысл устроения столицы славянского мира на землях южной прародины славян. По Нестору, славяне в глубокой древности от племени Афетова явились на Русь с берегов Дуная «где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска» [c. 5]. Исторически вектор миграции южных славян несомненно прослеживается в последовательности топонимов Дунай-Днестр - Днепр - Дон. В этом плане, середина Русской земли, как Русь Придунайская, понималась Святославом как славянская территория под его контролем от Днестра до устья Дуная и венгерской земли.
Судя по всему, концепция середины славянской земли была взята летописцем из болгарских источников. В этом плане весьма показательна история этимологии названия города София - будущей столицы Болгарии. Город был основан в I веке н. э. в составе Римской империи под названием Сердика, названное по имени населявшего эту местность фракийского племени сердов. В I-IV веках Сердика являлась административным центром римской провинции Фракия. Он был любимым городом императора Константина Великого (306-337 годы) Императорский двор долгие годы находился здесь и отсюда управлял империей. История сохранила слова императора: «Сердика — это мой Рим», сначала он хотел устроить здесь столицу Римской империи - «Новый Рим», но стратегическое место Византий всё-таки победило. Пришедшие в VI веке на Дунай славяне переосмыслили название города в виде Средец («середина»). В этом плане, решение Святослава обосноваться на срединных землях Болгарии соответствовали чаяниям Константина Великого.
Святослав впервые в древнерусской истории обозначил доктрину русского «панславизма» и попытался практически воплотить ее в жизнь. Под Русской землей Святославом разумелось не имперское государство, как об этом пишет Г.В. Вернадский [2], но широкая федерация славянских народов (болгар, хорватов, чехов, славян Приволжья, киевлян, древлян, поляков, новгородцев) и даже венгров [3]: «Действия Святослава приводят к заключению, что он замышлял соединить в одно целое великий род Славян… Русь стояла бы во главе славянского союза… Средоточием и огромной силой всего славянского народа… Была бы в середине Европы, занимая две ее трети, и тогда не славяне северо-запада были бы онемечены, а напротив, немцы ославлены» [Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских. - СПб., 1864, c.15].
О том, что поход Святослава в Болгарию не был колонизаторским говорит и то, что русские гарнизоны стояли лишь в Преславе, Переяславце и Доростоле: «Мы не видим ни одного факта, свидетельствующего намерения Святослава завоевать Болгарию. Русские и болгарские воины дрались рядом против греков под Аркадиополем, Преславой, Доростолом» [Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. - М., 1982, c. 179].
Когда Святослав захватил болгарскую столицу Преславу, он оставил наследника болгарского престола Бориса во дворце при его полномочиях и царской казне. Борис остался при всех регалиях царской власти, включая венец и пурпурные одежды. Святослав обосновался в своей резиденции, которая находилась в положенном отдалении от дворца Бориса в Преславе.
После кончины княгини Ольги в 969 году, Святослав, похоронив мать по христианскому обычаю, поделил русские земли на три части между сыновьями: Ярополку отошли киевские земли, Олегу - древлянские, Владимиру - новгородские. Здесь крайне интересно то обстоятельство, что дав древлянам в князья Олега, Святослав фактически вновь возродил древлянское княжение, поставив его вровень с киевским и новгородским, что стало зримым подтверждением доминирующего вектора политики Святослава по укреплению славянского мира.
Святослав улаживал дела на Руси больше года, в это время произошли серьезные события на Балканах. Греки, поняв, какую ошибку они совершили, дав возможность обосноваться Святославу в Болгарии, заключили союз с новым болгарским царем Борисом. Император Никифор решил вступить в союз с болгарами при помощи династического брака. Болгары, просившие оказать им помощь против русов, осенью 969 года послали невест царской крови, которых Никифор собирался выдать замуж за сыновей императора Романа II, Василия и Константина. Борис, осознав свои царские полномочия, разогнал сторонников Святослава в Преславе и стал готовиться к войне с ним, набирая войска и усиливая укрепления города.
В 971 году Святослав вернулся в Болгарию с дружиной и печенежской конницей. Здесь он узнал, что его военная ставка в Преславе разгромлена, а в городе находится царь Борис с сильным гарнизоном, вдобавок ставший союзником Византии. Воевать с Борисом, значило, по существу, в перспективе воевать с греками. Вместе со Святославом был и его друг херсонесский наместник Колокир, который вынашивал честолюбивые планы по захвату византийского престола. Оценив ситуацию, и взвесив свои военные возможности, Святослав решил начать боевые действия, для начала вернув Преславу себе.
При штурме укреплений города, печенеги не могли оказать существенной помощи Святославу и ожесточенное сражение стало клониться к тому, что войска царя Бориса не удастся сломить, с башен города запели победные трубы.
По летописцу, Святослав перед решающим штурмом обратился к своим воинам: "«Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом" [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 68]. В речи Святослава интересно то обстоятельство, что он упоминает, как о своей дружине, так и о братьях, под которыми можно разуметь и печенежских воинских побратимов Претича.
После взятия Преславы горожане были в ужасе, все ждали страшного погрома и резни от орды печенегов, но этого не произошло. Святослав отвел печенегов к Доростолу, вместо них в Преславу прибыл мощный отряд Сфенкела, третьего по достоинству сподвижника Святослава. Сфенкел стал руководит гарнизоном Преславы, царь Борис со свитой были снова удалены во дворец, но уже без права какого-либо руководства в стране. Наиболее рьяно настроенные греческие сторонники были арестованы и посажены в казематы Доростола. Никто из простых болгар не пострадал, что вновь привлекло симпатии болгарского народа к русским воинам Святослава и к нему самому.
[1] В XIII веке замыслы Святослава о юго-западном направлении развития Руси пытался воплотить в жизнь Даниил Романович Галицкий – Авт. [2] Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М., 1999. Гл. Великое приключение: Святослав.
[3] В.Н. Татищев пишет, что Святославу на помощь из Киева шли венгры и поляки [ИсторiΙя Россiйская, кн. II, 1773, с. 51].
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.