Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Kawanishi N1K1-J Shinden. История одного мутанта.

Второй по массовости, после легендарного A6M Zero, флотский истребитель, заслуживший весьма неоднозначные отзывы, сам по себе, родился не благодаря, а вопреки: инициативной (что уже для командования флота был нонсенс) переработке фирмой Kawanishi бестолкового поплавкового истребителя N1K1 Kyofu не то чтобы помогали , но откровенно вставляли палки в колеса. Однако, кроме непонимания "зачем вот это все нужно?" были и положительные моменты. Из основного флотского истребителя A6M Zero уже было все выжато на этапе разработки и все попытки модернизаций больше напоминали "Тришкин кафтан", у прямого конкурента -J2M Raiden, все было не слава богу и новый самолет, Kawanishi N1K1-J Shiden (Молния), в кодировке союзников - George, получил шанс.

Kawanishi N1k1 Kyofu (Rex) корпуса Сасебо. "Прародитель" N1K1-J Shiden, по совместительству тупиковая ветвь японского авиапрома дошедшая до серии (произведено меньше 100 машин).
Kawanishi N1k1 Kyofu (Rex) корпуса Сасебо. "Прародитель" N1K1-J Shiden, по совместительству тупиковая ветвь японского авиапрома дошедшая до серии (произведено меньше 100 машин).

Сказано - сделано. Первый полет прототипа в декабре 1942 года, серия - с конца 1943 года.

Плюсов было много:

- Самолет строился не "с нуля", было много общего с "водоплавающим", уже производившимся серийно, прародителем - N1K1 Kyofu, производство которого было быстренько свернуто к декабрю 1943.

- высокая скорость пикирования - "Ахиллесова пята" Зеро.

- Прекрасная, в отличие от J2M Raiden, маневренность.

Kawanishi N1K1-Ja Shiden (George), На заднем плане виден "зловещий конкурент" - Mitsubish J2M3 Raiden (Jack). За войну японцы успели произвести 1007 N1K1-J и только 476 J2M.
Kawanishi N1K1-Ja Shiden (George), На заднем плане виден "зловещий конкурент" - Mitsubish J2M3 Raiden (Jack). За войну японцы успели произвести 1007 N1K1-J и только 476 J2M.

- изначально четырех пушечное вооружение (зачем оставили два синхронных пулемета "гуманного", винтовочного калибра - не ведомо. Во второй половине 42-го, по идее, уже должно было быть ясно, что против авиации янки, где что не аэроплан, то "летающий танк", винтовочный калибр - вещь мало полезная). На Зеро, подобное вооружение было несбыточной мечтой. У номинально четырех пушечного Райдена, в самой массовой модификации J2M3, все было не так просто: две пары пушек были с абсолютно разной баллистикой.

- наличие полноценной пассивной защиты - подавляющее большинство Зеро были "летающими зажигалками", какие-то попытки убрать подобную репутацию начались только с модификации A6M5b.

Брошенный на Филиппинах N1K1-Ja Shiden (George). Хорошо видны 20-мм пушки в подкрыльевых контейнерах.
Брошенный на Филиппинах N1K1-Ja Shiden (George). Хорошо видны 20-мм пушки в подкрыльевых контейнерах.

Минусов тоже хватало:

-Проектной скорости 650 км/ч не было и в помине. Откуда черпали вдохновение авторы в Википедии - не ведомо. "Максималка" в 585 км/ч была, конечно, больше чему у Зеро самой актуальной модификации A6M5 , но значительно меньше, чем у основных американских оппонентов, с которыми пришлось иметь дело, посему стандартная американская тактика "бей-беги" прекрасно работала и с Шиденом.

-Мощный, новый двигатель NK9 Homare получился таким, каким получился, был откровенно сырым и требовал постоянного и квалифицированного обслуживания, а с техническим и логистическим обеспечением у японцев были постоянные проблемы. На Филиппинах образца 1944 года , основном "ареале обитания" Шиденов проблемы превратились в катастрофу.

-На самом деле, гигантского радиуса действия в стиле Зеро, от нового самолета никто и не требовал, это все-таки перехватчик, однако реалии боевых действий были таковы, что дальности полета самолету не хватало, на что жаловались пилоты 210 и 343 корпусов во время сопровождения "Камикадзе" в молодецких налетах на флот вторжения у Окинавы.

- Поскольку поплавковый прародитель N1K1 Kyofu - был среднеплан, поэтому на Шиден пришлось установить длиннющие, "складные", ломкие стойки шасси, которые, вкупе с проблемными тормозами, превращали посадку в аттракцион не для рядового пилота. Сам по себе, N1K1-J Shiden считался переходной моделью, до появления улучшенного по всем статьям N1K2-J Shiden-KAI, где проблема шасси должна была быть решена (и была решена) кардинально - Шиден-КАИ - низкоплан, фокусы с длинными стойками были просто не нужны.

Разбитый на посадке Kawanishi N1K1-Ja Shiden корпуса Йокосука. Частое явление для этого типа самолета.
Разбитый на посадке Kawanishi N1K1-Ja Shiden корпуса Йокосука. Частое явление для этого типа самолета.

Собственно из-за ожидания "приемника", развития проект N1K1-J толком и не получил. На суб-модификации N1K1-Jb убрали бесполезные синхронные пулеметы винтовочного калибра (хотя порты остались), перенесли в крыло из подкрыльевых контейнеров крайние 20-мм пушки, и, как следствие, получили возможности подвески бомб под крыльями.

Kawanishi N1K1-Jb Shiden (George). Видны отличия от модификации N1K1-Ja: все четыре пушки в крыле.
Kawanishi N1K1-Jb Shiden (George). Видны отличия от модификации N1K1-Ja: все четыре пушки в крыле.

Технические минусы прекрасно дополнялись организационными. Упавший к 44-му году ниже плинтуса уровень подготовки летного и технического состава, несоответствие квалификации большинства командования авиа-частей сложившейся ситуации, на фоне диаметрально противоположной ситуации у американских партнеров, привели к тому, самолетик славы не сыскал, отдав все лавры своему прямому наследнику: N1K2-J Shiden-KAI.

Операция "приемник": Kawanishi N1K2-J Shiden-KAI (George). Лучший серийно производимый истребитель флота.
Операция "приемник": Kawanishi N1K2-J Shiden-KAI (George). Лучший серийно производимый истребитель флота.

История боевого применение Шиденов особого оптимизма не внушает, справедливости ради, тоже самое можно сказать о любом японском ЛА того периода.

Хотя в начале 1944 года в Шиденами планировалось оснастить три корпуса (341-ый, 343-ий, 345-ый) - аж 160 N1K1-J, планы, традиционно, разошлись с реалиями, самолетов банально не было и факту, новой мат-частью удалось оснастить только 341 корпус - самый известный эксплуатант самолетов такого типа. Впоследствии подобные машины получили другие подразделения, например корпуса 201, 210, 601, Йокосука и Тсукуба и даже элитный 343 корпус, где дело ограничилось только одним боевым вылетом 19 марта 1945 года.

Обычная картина 44-го года. Разбитый и брошенный на Филиппинах Шиден 341-го корпуса.
Обычная картина 44-го года. Разбитый и брошенный на Филиппинах Шиден 341-го корпуса.

Первый бой Шиденов состоялся 10 октября 1944 года над Формозой, когда 31 Шиден 401 полка 341 корпуса атаковали примерно 60 палубных самолетов американцев. За заявленные 10 побед пришлось расплатиться четырнадцатью реально сбитыми N1K1-J. К вечеру, из 41 имевшихся еще утром самолетов, боеспособными оставалось только восемь.

Далее все развивалось примерно в таком же ключе. Из имевшихся на Филиппинах на 22 октября в составе 341 корпуса 60 Шиденов , 11 были потеряны 24 октября в боях с Хеллкетами. Дальше- больше. В рапортах пилотов отмечалось, что Шиден, уступает по ЛТХ P-47 и P-38. 4 декабря из 12 Шиденов, в бою с десятью P-47, было потеряно пять. В постоянных боях корпус таял на глазах и к 17 декабря боеспособными признавались только четыре Шидена. Прибывающие подкрепления тут же "попадали под раздачу", например 4 января 45-го пара Тандерболтов проштурмовала аэродром, уничтожив восемь из тринадцати Шиденов и к февралю боеготовых самолетов не осталось. Персонал был частично эвакуирован на Формозу, а частично ушел партизанить.

N1K1-Jb Shiden (George) учебного корпуса Гензан, Корея. В тех условиях определение "учебный" было весьма условным.
N1K1-Jb Shiden (George) учебного корпуса Гензан, Корея. В тех условиях определение "учебный" было весьма условным.

Так же без каких либо значительных реальных успехов проходила служба самолета в других подразделениях и к концу битвы за Окинаву (июнь 1945) Шиденов в боевых подразделениях практически не осталось.

Китография самолета воображение не поражает.

Aoshima.

Модель 1994 года.

Aoshima 1/72 N1K1-ja Shiden
Aoshima 1/72 N1K1-ja Shiden
Aoshima 1/72 N1K1-jb Shiden
Aoshima 1/72 N1K1-jb Shiden

Выпускают обе суб-модификации: как N1K1-Ja, так и N1K1-Jb.

Aoshima 1/72 N1K1-jb Shiden
Aoshima 1/72 N1K1-jb Shiden

Проблемных мест, как и у прототипа достаточно:

- Вся носовая часть сделана, вероятно, в состоянии легкого подпития: гигантские пулеметные порты - мимо, форма и расположение выхлопных патрубков - совсем мимо, а ниши шасси не только утрированы (что встречается сплошь и рядом), но и у передней кромки имеют буквально "нулевую" глубину.

В 2017 году Аошима переиздала всю линейку ранних "Шиденов", решив, путем добавления литников, проблему никакущих двигателя и интерьера кабины. Все остальные "засады" остались на своем месте.

MPM

MPM 1/72 N1K1 George
MPM 1/72 N1K1 George

Модель 1992 года.

На бумаге и дает варианты как N1K1-Ja, так и N1K1-Jb (есть соответствующий вариант декали), но по пластику это ранний N1K1-Ja.

По качеству - ранее чешское ЛНД со всеми вытекающими. На сегодняшний день - ЕБейный раритет.

Tamiya

Tamiya 1/72 N1K1-Ja Shiden
Tamiya 1/72 N1K1-Ja Shiden

Тоже совсем не новая модель (2001 год). От последних моделей Тамии в 1/72 (Ki-61, например) отличается как Жигули от Мерседеса. Только ранний N1K1-Ja. Тоже не совсем подарок, но субъективно, лучший выбор в этом масштабе. По крайней мере, нет таких обидных косяков, как у Аошимы.

KORA Models и Kopro (AIRmolds)

Репаки Аошимы, без дополнительных литников двигатель-кабина.

Всего наилучшего.