Если вы человек непринципиальный, можете не обратить внимания на неправомерные действия продавцов и владельцев магазинов. Но иногда они переходят все рамки и безосновательно устанавливают требования для покупателей, которые противоречат законам. Мириться с этим не стоит.
1) «У нас только наличка, карты не принимаем»
Магазин обязан принимать для оплаты банковские карты, если соблюдается любое из условий:
- выручка по всем филиалам торговой сети за прошлый год свыше 40 млн рублей;
- выручка в этом магазине за предыдущий год превысила 5 млн рублей.
Если это маленькая лавка с мизерной годовой выручкой, продавец имеет право принимать только наличные. Также разрешено отказывать покупателям в оплате картой, если у магазина в принципе нет технической возможности подключиться к Интернету.
В остальных случаях торговые точки согласно статье 16.1 закона о защ. прав потребителя обязаны принимать как нал, так и плату с помощью платёжных систем.
Откажут – заплятят штраф 30-50 тыс. рублей.
2) «Кладите вещи в камеру хранения, иначе в торговый зал не пустим»
Стоит грозный амбал у входа и заворачивает всех, кто пытается пройти с сумками.
Требование понятное: без пакетов в руках сложнее что-то украсть в магазине. Но если вы не хотите оставлять личные вещи под сомнительной защитой хлипкого шкафчика, никто не имеет права вас заставлять. Это дело добровольное.
3) «У нас нельзя снимать, уберите камеру»
С чего это вдруг нельзя? По закону магазин имеет право защищать лишь ту информацию, которая представляет собой коммерческую тайну. Витрина с товарами и ценниками, этикетки на товарах – к такой информации не относятся.
Вы можете безнаказанно игнорировать требование охраны и персонала, даже если в торговом зале висит предупреждение о запрете на съёмку. Покупатель может получать данные о товаре в любой удобной ему форме.
4) «Рваную купюру не приму»
Какие купюры платёжеспособны:
- с посторонними надписями, штампами;
- с отверстиями или проколами;
- потёртые, мятые или грязные;
- с надорванными краями.
Если в магазине не принимают деньги с такими повреждениями, это незаконно.
Какие купюры имеют право не принять:
- порванные и склеенные из частей;
- утратившие значимую часть.
Такие купюры вам обменяют на целые в банке.
5) «Если у вас подарочный сертификат – забирайте товаром, обналичить не можем»
Могут и должны. Если в ассортименте магазина покупатель не подобрал подарок, по закону можно вернуть деньги за сертификат. Судебная практика подтверждает правоту потребителя в таких случаях. Владелец сертификата в любое время может потребовать возврата уплаченных денег.
Если продавец отказывается сделать это, стоит жаловаться в Роспотребнадзор или в суд.
6) «Дайте купюры мельче, мне нечем сдачу давать»
По закону вы можете расплачиваться за покупку купюрой любого достоинства. Продавец не имеет права отказаться принять от вас платёжеспособную купюру.
Розничная продажа юридически является публичным договором. Необоснованный отказ от него нарушает права потребителя и грозит продавцу неприятностями: компенсацией убытка, морального вреда, штрафами.
7) «Цена при оплате наличными ниже, чем банковской картой»
Такое строго запрещено. Цена не должна зависеть от способа оплаты. Продавец, который позволяет себе такое нарушение, заплатит от 30000 до 50000 штрафа.