Найти тему
Катехизис и Катарсис

История Ходынской радиостанции

Дорогой читатель! А ты бывал когда-нибудь в Москве на Ходынском поле? Видел, как там нынче красиво? Огромный парк с фонтанами, детскими площадками и станцией метро. А может, ты застал время, когда Ходынка была огромным кладбищем и музеем авиационной техники под открытым небом? В любом случае, я просто обязан тебе рассказать про Ходынскую радиостанцию!

Значит, дело было так. В то время, когда наша страна ещё была Российской империей, связь осуществлялась в основном с помощью телеграфных кабелей, обрезав которые, можно было лишить коммуникации с кем бы то ни было человека, компанию или даже… государство. Так и сделали немцы, с которыми мы начали воевать в Первой мировой — перерезали провода, которыми Россия с западными странами «коннектилась». Ну не сволочи, а?

Впрочем, ладно, на войне все средства хороши. Подумали наши, поразмыслили и решили, что надо запилить хорошую отечественную радиостанцию. Выделило государство на это дело аж 5 миллионов рублей и передало строительство ребятам из «РОБТиТ» — Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (вот это аббревиатура!). Там люди толковые были, опытные — быстро всё организовали, развернули строительство на Ходынском поле и с помощью солдат закончили его всего за 100 дней.

Итак, первый сигнал с Ходынской (а тогда — Московской) радиостанции ушёл 7 декабря 1914 года. Работали в основном на волнах длинами 7000, 9000 и 11000 метров. Теперь можно было спокойно координировать свои действия с союзниками и перехватывать сообщения врага.

Таким образом в Москве появилась первая мощная радиостанция длинноволнового диапазона. Несложно представить, как она выглядела — три 120-метровых металлических мачты и 7 деревянных высотой в 100 метров, и на этом всём великолепии подвешены 4 цилиндрических антенны, на четверть волны каждая. А ещё рядом развёрнут целый комплекс: тут тебе и машинное отделение, и здание передатчика, и ремонтная мастерская, и даже пристройки с аккумуляторами на 12000 вольт суммарно. К радиостанции пришлось тянуть водопровод и линии электропередач, а также построить рядом колодцы и склад на десять тысяч фунтов топлива.

Это была станция искрового типа. Сложно даже себе представить, КАК она шумела. Там при передаче сигнала между зубцами разрядника возникали искры, которые бахали, как выстрелы — за 2 километра, говорят, было слышно. А это значит, что начать расшифровывать сигнал со станции мог любой шпион, подобравшийся на это расстояние. Супер-конспирация!

А ещё там страшно гудели и выли вентиляторы, которые искровую дугу гасили. Прибавьте к этому постоянные ослепляющие вспышки, и сразу станет понятно, в каком стрессе находились дежурные радисты — такое мог выдержать далеко не каждый. К счастью для работников Ходынки, к 1915 году под Петроградом построили Царскосельскую радиостанцию, помощнее. Отдельно про неё рассказывать смысла нет, там было примерно то же самое. Московскую оставили на резерв и использовали на 1-2 часа в день.

В семнадцатом году произошла революция, а затем разгорелась гражданская война, и это внесло в жизнь радиостанций интересные изменения. Московская сначала замолчала. С Царскосельской было чуть поинтереснее.

Она вместо связи с Антантой начала передавать первые декреты Советов и многие другие воззвания к гражданам бывшей Российской империи, а также распоряжения из Смольного. Потом, во время попытки Краснова отобрать Петроград у большевиков, белые с боем её взяли и несколько дней вещали уже свою пропаганду и речи Керенского. Ну а затем, когда в 1919 году к городу уже Юденич подходил, решили демонтировать станцию от греха подальше. И оборудование увезли.

Московская же радиостанция с восемнадцатого года заработала вовсю, информируя о событиях, происходящих в стране. И вскоре случилось страшное — в 1920 году кто-то поджёг артиллерийские склады, находившиеся рядом, от чего они начали весело бабахать и сожгли не только аппаратуру станции, но и находившийся рядом посёлок. Ходынка снова замолчала.

Но тут не обошлось без дедушки Ленина, который, как известно, «хороший был вождь»! Он спас положение, подписав постановление о создании ЧК по восстановлению Ходынской радиостанции. Работы велись круглосуточно, и уже через несколько дней начальник станции Румянцев послал сообщение «Всем, всем, всем. Я МСК».

Станция росла и расширялась. Был установлен радиотелефонный передатчик, позволявший передавать речь и музыку, правда, с шумами и помехами. Нам, изнеженным слушателям XXI века, явно бы не понравилось качество звука, но для тех лет это было в диковинку — слушать музыку по радио.

К пятилетию революции станцию переименовали в Октябрьскую, а со временем прилегающий комплекс стал солидно называться Октябрьским радиоцентром. В 1927 году станция претерпела очередную реконструкцию — поставили новые мачты. И, даже несмотря на то, что в Москве стали появляться более современные, усовершенствованные радиостанции, Октябрьская всё равно продолжала жить и вещать на всю страну — хотя бы потому, что по молодому советскому государству стояли радиовышки, способные принимать только затухающие колебания, которые она и передавала.

В тяжёлые месяцы сорок первого Москва сначала погрузилась в радиомолчание — сигналы могли послужить маяком для самолётов, бомбивших столицу. Ну а позже, когда налёты прекратились, Октябрьскую радиостанцию использовали для связи с фронтами и партизанами.

В послевоенные годы и до распада СССР на станции всё было спокойно. По некоторым данным, в 50-х на Ходынском поле установили передатчики, глушившие сигнал зарубежных радио, а в 60-х часть территории станции отдали под жилищное строительство.

Новая веха в истории радиоцентра начинается в 1991 году. Государство отдало станцию и прилегающую территорию компании «Октод». Частники взяли дело в свои руки, провели реконструкцию, воздвигли новую 150-метровую мачту и с помощью неё на Москву начали вещание известные нам и сегодня радиостанции — «Маяк», «Серебряный дождь», «Наше Радио» и другие. С неё же вещал телеканал ТНТ. С этой же мачты проводились первые в России передачи HDTV — телевидения высокой чёткости.

Но ничто не вечно под луной. Всем было понятно, что Ходынская радиостанция, даже перекроенная много раз, устарела и больше не пригодна к эксплуатации в текущем виде — на окраинах Москвы теле- и радиосигнал ловился всё хуже и хуже. Шутка ли — станция пережила Советский Союз, и уже давным-давно существовали Шаболовская и Останкинская телебашни, о которых мы ещё обязательно поговорим.

Так что в 2004-2006 годах на территории станции был возведен «Октод» — металлическая радиотелевизионная башня ажурной конструкции высотой в 258 метров. В 2007 году на него перевели всё вещание, а старую мачту снесли.

Так закончилась история первой мощной радиостанции России. Ходынская радиостанция перестала существовать, не дожив до своего столетнего юбилея.

Ну а «Октод» стоит и поныне. Читатель, если как-нибудь будешь в Хорошёвском районе — сверни на улицу Маршала Тухачевского. Оттуда его хорошо видно.

Автор - Тимофей Бердикин

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2