Найти тему

Когда появилась у нас оленья кровососка и почему в одних местах она нападает на человека, а в других нет?

Как и обещали, мы продолжаем разговор об оленьей кровососке, особенностям биологии которой был посвящен наш первый материал . С распространением этой паразитической мухи связано несколько загадок. Первое, это то, что появилась она у нас относительно недавно, хотя лоси в наших лесах живут испокон века. Да, были периоды относительно низкой численности этих лесных гигантов, а начиная со второй половины прошлого века, благодаря охране и рациональному использованию, их количество значительно увеличилось. И хотя сейчас в европейской части России происходит некоторое снижение численности этого зверя, но кровососок меньше не становится. Кроме того, в некоторые охотничьи хозяйства были завезены благородные и пятнистые олени из Европы, маралы и изюбры из азиатской части страны. Может быть, эти вампиры приехали к нам с оленями? Ведь ещё несколько десятилетий назад мы не знали этого бедствия. Ну не было в наших лесах этих маленьких монстров, не было от слова «совсем». И это можно доказать!

Так, в материалах Летописи природы Дарвинского заповедника до 1960 года кровососки не отмечались, хотя в научном отделе с 1946 по 1953 год работала известный энтомолог-паразитолог Ольга Николаевна Сазонова, впоследствии доктор биологических наук, занимавшаяся в заповеднике изучением всех кровососущих насекомых и клещей. Подчеркиваю – кровопийцы были основной темой ее исследований! И если бы кровососки в то время в заповеднике были, она бы точно указала их в своих статьях и отчётах, а тем более в Летописи природы, где она вела раздел по наземным беспозвоночным животным. Но нет, ни одного упоминания кровососок ни в статьях Ольги Николаевны, ни в Летописи природы заповедника за те годы не имеется. А вот начиная с 1960 года, во всех без исключения ежегодных томах Летописи природы, отмечается высокое обилие этого паразита.

Подойдем теперь к вопросу со стороны личного опыта. Мы точно знаем, что появление кровососок под Костромой произошло в 1979-1980 годах. До 1978 года включительно почти все свободное время и весной и летом, я находился в лесу, проводя наблюдения за птицами, а осенью, в августе и сентябре – на охоте. Меня всегда привлекала активная, ходовая охота, когда за день приходилось наматывать десятки километров пешком. И никогда в те годы я не встретил ни в лесу, ни на берегах Костромского разлива, ни одной оленьей кровососки, хотя на добытых птицах не раз видел кровососок птичьих. Но птичьи кровососки толпами по лесу не летают и на людей не накидываются, их только на птицах да в гнездах и удается встретить. Идём дальше.

В Мантуровском районе Костромской области, где мы с 1978 года работали в сельской школе, я тоже много времени проводил в природе, но кровососок и там в это время не было. А вот вернувшись в 1981 году в Кострому и поехав охотиться на Костромской разлив, я впервые был искусан этими тварями, причем шишки на шее от укусов не проходили очень долго, почти до Нового года. Увидев их тогда ползающими по одежде, я вспомнил, что в школьные годы встречал их на Урале, когда несколько лет проводил летние каникулы в Очёрском районе Пермской тогда еще области. В конце августа их было в лесу довольно много, они садились на людей, ползали по одежде, некоторые сбрасывали крылья, но даже не пытались залезать в волосы или проникать под одежду и, тем более, никогда не кусались. Самое интересное, что когда я недавно рассказал об этом своему другу и однокашнику, профессору Пермского университета, к глубокому сожалению, ныне уже покойному, Александру Ивановичу Шепелю, он сказал: «Ты знаешь, они у нас до сих пор не кусаются».

Здесь мы подходим ко второй загадке: почему в одних местах кровососки нападают на человека и с удовольствием пьют его кровь, а в других, оказавшись на людях, они выглядят жалкими потеряшками, хотя по одежде ползают и в волосы залезают, но не кусаются?

Этот интересный парадокс не получил пока должной оценки специалистов. Зато он вызывает, порой очень бурные дебаты в комментариях к статьям об этих насекомых в Интернете. Когда авторы постов заявляют об укусах кровососок, на них тут же обрушиваются оппоненты, обвиняющие их в некомпетентности и малограмотности на основании того, что там, где они живут, кровососки не кусаются. По мнению комментаторов, авторы материалов ничего не смыслят в этом вопросе, путают кровососок с клещами и пишут заведомую ерунду. Причина такого поведения кровососок, по-видимому, в том, что их разные географические популяции (или всё же разные виды?) ведут себя по-разному, поэтому правы обе стороны. Моя жена Ирина - энтомолог и соавтор этой публикации, в начале 70-х годов прошлого века гостила у родственников в Витебской области Белоруссии. Они выезжали на озера, в лес за грибами и там встречали множество кровососок, которые садились на людей, ползали по одежде, но никогда и никого не кусали. В связи с этим, я обратился к моему давнему другу и коллеге из Белоруссии, профессору Витебского университета Владимиру Валентиновичу Ивановскому. Вот строки из его письма: «Насчёт оленьей кровососки: я живу в Белоруссии с 1972 года, долго работал в системе охотничьего хозяйства и хорошо знаю эту тварь. Помню, добудем лося, снимем шкуру и они из волосяного покрова остывающей шкуры лезут «толпами». Не знаю, но я ни от кого из охотников не слышал, что они кусают человека и, тем более, пьют его кровь. Мне и в лесу, и на охоте постоянно лезут в причёску, конечно неприятно, но абсолютно безвредно».

Так что везет братьям-белорусам, но вот с чем это связано, мы пока не знаем. А вот у нас, в Вологодской и Костромской областях, они кусаются. И в Ярославской, о чем сообщили коллеги из национального парка «Плещеево озеро», и в Тверской, что подтвердили сотрудники Центрально-лесного заповедника. Да и в Подмосковье тоже. Но опять же не везде. Из заповедника «Калужские засеки», расположенного в Калужской области, в ответ на наш запрос ответили, что кровососки у них обычны, но людей не кусают, хотя ползают по одежде и залезают в волосы, то есть ведут себя также как в Пермском крае и на севере Белоруссии.

На эту тему у нас есть одна гипотеза, которую должны, однако, проверять специалисты. Без некоторого углубления в дебри науки, к сожалению, тут не обойтись. Не желающие углубляться могут безболезненно для себя пропустить следующие три абзаца.

Ну так вот, оказывается, в европейской части имеется по крайней мере два вида оленьих кровососок. Первая из них Lipoptena cervi, была описана ещё Карлом Линнеем в Европе под именем Pediculus cervi (оленья вошь). Считается, что именно эта муха живет и процветает в центре европейской части России. Второй вид, Lipoptena fortisetosa был описан относительно недавно, в 1965 году американским специалистом с Гавайских островов доктором Т.С. Маа. Вид был описан на основе экземпляров из Японии. В дальнейшем, уже нашими специалистами, он был обнаружен в азиатской части России – в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В сопредельных странах – найден в Казахстане. Но, (и вот тут, ВНИМАНИЕ), этот вид был найден, с пометкой «завезен», в том же Подмосковье. Скорее всего, его появление в европейской части связано именно с завозом к нам азиатских видов оленей - марала и изюбра. Если это так, то нападает на человека, какой-то один из этих двух видов, скорее всего все-таки завезенный с азиатскими видами оленей. Пока это только гипотеза, подтвердить или опровергнуть которую должны специальные исследования. Но уже сейчас у нас самих она вызывает некоторые сомнения. В первую очередь потому, что лоси, как и многие другие олени, имеют склонность к зимним миграциям. Соответственно, популяции видов-паразитов, вследствие миграций, должны перемешиваться. Тогда совершенно непонятно, почему на некоторых территориях, как в Белоруссии, в Калужской области или в Пермском крае много лет стабильно существуют не нападающие для человека популяции, а в Вологодской, Костромской и Ярославской областях они также стабильно пьют нашу кровь? При этом в Казахстане описано 4 вида кровососок, может быть и в России их больше, чем два?

Возникает еще один вопрос. А может быть это все же один вид, некоторые популяции которого мутировали и стали нападать на человека? Такое было бы возможно, если бы изменившиеся особи, научившись пить людскую кровь, могли оставлять потомство. К счастью для нас и к несчастью для кровососок, человек для них – эволюционный тупик. Ни одна из них, налетевшая на людей в осеннем лесу и даже испившая досыта человеческой кровушки потомства не оставит. Крылышки то уже отброшены, хозяина не поменяешь, а жить на человеке и размножаться на нем, она точно не сможет. Естественный отбор, как известно, действует через выживание. Кто выжил и передал свои гены будущим поколениям, тот и победитель, на основе его потомства может возникнуть популяция с новыми свойствами. Но налетевшие на людей кровососки потомства не оставляют! Значит, этот признак отбор подхватить не может и эти гены будущим поколениям не передадутся.

Какой же вывод? Скорее всего, мы всё же имеет дело с двумя разными видами, тем более что L. cervi и L. fortisetosa очень похожи. Надо полагать, что у одного из них генетически заложен более широкий спектр жертв и хотя часть особей, попав на неподходящий объект (человека), потомства не оставляет, в целом вид эту способность не утрачивает. Теоретически, такие особенности могут быть полезны в какой-то иной реальности или в других условиях обитания. Ну, например, если люди, уничтожив цивилизацию в ядерной войне, деградируют, одичают, обрастут шерстью, станут менее чувствительны к грязи и паразитам. Вот тогда, некоторые особи поселившихся на них кровососок смогут оставить потомство и имеют шанс эволюционировать в кровососку человеческую, которая может быть названа Lipoptena humanus. А второй вид, не способный к широкому охвату потенциальных жертв, такой эволюционный скачек совершить не сможет и останется жить на оленях, а если и оленей не сохранится, то просто исчезнет.

Спасибо за то, что вы прочитали этот материал. К сожалению, мы не дали развернутого ответа на поставленные вопросы потому, что они ещё до конца не изучены. Но заинтересованные читатели могут помочь нам в этом.

Напишите в комментариях, когда у вас появились кровососки, кусают ли они в вашей местности людей, и главное, не забудьте указать регион, в котором вы проживаете. Ваши ответы помогут оценить и проанализировать ситуацию с оленьей кровосоской.

Читайте другие публикации об оленьей кровососке на нашем канале:

Лосиная вошь, клещ или плоская муха?

Снова об оленьей кровососке. Переносит ли она опасные для человека болезни? Можно ли защититься от маленького вампира?