Кому давал краткое молитвенное правило старец Серафим Саровский? И почему, узнав сегодня порядок этой молитвы, совершаемой в течение целого дня (а не только три молитовки утром), каждый второй из нас желает вернуться к стандартным утренним и вечерним правилам, составленным святыми отцами для мирян?
Преподобный Серафим Саровский давал сверхзанятым мирянам следующее молитвенное правило:
“Вставши от сна, христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает: «Отче наш» — трижды, в честь Пресвятой Троицы; песнь «Богородице Дево, радуйся» — трижды; Символ Веры— единожды. Совершив это правило, пусть каждый занимается своим делом, на какое кто поставлен.
Во время же работы, дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную», а если окружают его другие люди, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи, помилуй» и так до обеда.
Перед самым же обедом пусть совершает тоже правило. После обеда, исполняя свое дело, читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», и так до самого сна.
Отходя ко сну, снова прочитает утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.
Здесь нужно сказать о том, какие бы формы не принимала молитва, главная её задача: чтобы ум, а потом и сердце, всегда беседовали с Богом. Это короткое молитвенное правило помогает занятым людям быть с Богом и трудиться.
Святые отцы составили разные правила для разных людей:
У каждого из нас свои обстоятельства, и мы можем выбирать посильное:
— монахам, если послушание позволяет, нужно стараться и Полунощницу слушать в храме;
— мирянам нужно каждый день читать утреннее и вечернее правило;
— и только очень занятые миряне, когда им особенно некогда, могут читать Серафимово правило…
Вместо заключения приведу снова слова прп. Серафима:
«Держась этого правила, – говорил он, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”. Аминь.
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден, Германия.
О МИРЕ В СЕМЬЕ или о том, что нужно, чтобы семья была семьей
Как жить не смиряя других? Или о том, насколько тщетно судить человека по внешнему виду