Можете ли вы представить себе советский фильм, в котором бы руководитель государственной спецслужбы – скажем, ЧК, - влюбился бы во вражескую шпионку, флиртовал бы с ней во время допросов и пытался бы выцарапать её из рук правосудия? При этом, белогвардейка (ну, или контрреволюционерка) была бы показана героической женщиной, а вот сам «Дзержинский» - не очень. В то время, как она своей стойкостью завоёвывала бы симпатии и зрителей, и других персонажей, он бы, напротив, отталкивал фанатичной упёртостью.
Представить такое кино в стране, основанной «красными», было совершенно немыслимо. Да, экранные романы между непримиримыми идеологическими противниками случались, как, например, в нескольких экранизациях книги «Сорок первый» (имеется в виду не год, а количество собственноручно пристреленных главной героиней белых офицеров). Но всякий раз заканчивались такие сюжеты «правильно» - «беляк» оказывался гадом, а «наш» делал выбор в пользу партии и правительства.
А вот у американцев всё, не как у людей! То изобразят любимца нации Линкольна монстром, то ненавистного Никсона на экране очеловечят. То страшилками про коммунистических шпионов зрителей пугают, то Абеля покажут обаяшкой и смельчаком. То напомнят, какие герои в Гражданскую сражались на стороне южан, то, наоборот, северян воспевают. А то в рамках одного фильма умудрятся должное и той, и другой стороне отдать. Ну, никакой идеологической определённости!
Фильм про любовь американского «Дзержинского» и американской же «белогвардейской» шпионки (то есть – союзницы Конфедерации) у них тоже есть. Называется «Роза и шакал». Он был снят в 1990-м году для телевидения достаточно именитым режиссёром Джэком Голдом (легендарная комедь про Сталина «Красный монарх» - его авторства).
Шакал из названия – это глава секретной службы Алан Пинкертон (а кого ещё можно считать американским аналогом нашего Феликса Эдмундовича?). Он срывает заговоры против Линкольна и охотится за шпионами южан. Он смел, настойчив и предан делу. Вот только когда шпионкой оказывается не менее храбрая и убеждённая в своих идеалах женщина, шестерёнки в этом железном человеке начинают заедать, и Пинкертон узнаёт, что такое сомнения и рефлексия. Впрочем, это не мешает ему вести себя совершенно не по-джентельменски с врагом в юбке. Он может, например, начать крушить во время обыска дом своей пленницы, а её малолетнюю дочку использовать в качестве заложницы. Если бы роль эту не сыграл лучший из Суперменов Кристофер Рив, сыщик северян получился бы совсем неприятным человеком, а так, актёрское обаяние вытягивает из этого образа душевное.
Роуз Гринхау (та сама «Роза» из названия) тоже была реально существовавшим человеком, и действительно занималась шпионажем. Уж не знаю, насколько факты её судьбы переданы кинематографистами достоверно, но в фильме она выглядит крайне положительно. Она и заботлива, и добра, и смела. Вместе с тем, в отличие от Пинкертона, рефлексирует она с самого начала, но, тем не менее, продолжает упрямо скрывать свои тайны, понимая, сколько человеческих жизней зависят от её молчания. В «Розе и шакале» её играет Мэдолин Смит Осборн, очень интересная актриса, которая по какому-то странному стечению обстоятельств не стала звездой, а в новом тысячелетии и вовсе перестала сниматься.
К чему я вообще вспомнил об этом забытом даже американцами фильме? Ну, во-первых, это действительно яркий пример произведения о Гражданской войне, в котором авторы не пытаются быть «за красных или за белых», и не расписывают историю черно-белыми красками. Во-вторых, и главных, в рамках проекта «КиноРаритет» эта редкая лента была сначала отыскана на просторах глобальной сети Интернет, а затем и переведена на русский язык титрами. Вот только по договорённости с заказчиком перевода, в общественный доступ перевод будет выложен через год. Но на английском языке фильм «Роза и шакал» можно посмотреть в нашей группе в ВК. Ну, и никто не мешает заказать поиск и перевод какого-нибудь другого фильма.