Всю свою историю Афганистан был ареной схватки крупнейших мировых империй. В жаркой стране пытались закрепиться Александр Македонский, арабы, Великобритания и Россия.
Казалось бы, чем может привлечь малонаселённая скудная земля? Ответ прост – удачное расположение. Через Афганистан проходят кратчайшие пути из Азии в Европу и Африку. И тот, кто контролирует эту землю, имеет ключ ко всему миру. Зная это, очень интересно наблюдать за активизацией строительства афганских железных дорог на территориях контролируемых центральной властью.
Кто же включился в инфраструктурную схватку?
Иран (колея 1435мм)
Исламская республика проявила интерес к восточному соседу сразу после падения режима талибов. В 2007 году персы за свой счёт подготовили необходимую проектную документацию и с готовым предложением вышли на администрацию Афганистана. Афганская сторона полностью одобрила проект. Ветка Герат – Хаф была торжественно запущена в конце этого года.
Благодаря этой магистрали западные провинции Афганистана получают выход к иранским портам в Оманском заливе.
Таджикистан и Туркмения (колея 1520мм)
Непростые отношения между Таджикистаном и Узбекистаном вынудили Эмомали Рахмона искать альтернативный путь для своих товаров на мировой рынок.
Предполагалось строительство ветки по линии Колхозобад – Мазари-Шариф – Герат – Мешхед. Иранское правительство поддержало проект, но непростая ситуация конца 00-х начала 10-х в западном Афганистане заморозила стройку. В 2013 году началась укладка магистрали из Таджикистана в Туркмению в обход Узбекистана с юга. Через три года к афганской границе были подведены пути из обеих стран.
Понимая потерю важного рычага давления, Узбекистан изменил своё отношение к Таджикистану и восстановил за свой счёт разобранный пограничный участок. Однако потепление отношений не изменило планы Эмомали Рахмона. Проект профинансирован Азиатским банком развития и в случае успеха Таджикистан получит выход к Туркменским портам на Каспии.
Европа (колея 1435мм)
В 2008 году Германия инициировала строительство ж/д линии из Термеза в Мазари-Шариф. Генеральным подрядчиком стройки стала "Узбекистон темир йуллари" (Узбекская железная дорога). Контракт с госкомпанией был подписан без проведения открытого тендера, что породило немало слухов о предвзятости европейских партнёров. Помимо укладки 75 километров полотна советской колеи от приграничного Хайратона до Мазари-Шарифа, Узбекистан обязался возвести две станции, два разъезда и товарный двор.
Первый поезд по новой дороге прошёл в декабре 2011 года. По условиям договора вся инфраструктура находится в ведении Узбекской железной дороги. В 2016 году канадская компания "Canarail" приступила к разработке технико-экономического обоснования строительства ветки от туркменского Серхетабада до Герата. Предполагается, что линия будет иметь европейскую колею, а пары будут заменяться на приграничной станции Торагунди.
Нет сомнений, что с окончанием войны, в Афганистане начнётся инфраструктурный бум. Туда обязательно зайдут Китай, Индия и быстро растущие экономики Юго-Восточной Азии. Ну а пока всё остаётся неопределённым, а карта ж/д дорог Афганистана представляет собой лоскутное одеяло.
Понравилась статья? Порадуй автора лайком, а еще лучше подпиской. Впереди нас ждет много интересного.)