Найти тему
Разные времена

Владимир (путешествие по древним городам)

В распоряжении была суббота, и мы по совету знакомых, решили поехать в Горховец, где, как нам рассказывали, сохранился ещё дух русской старины.

Отправились рано, по МКАДу, и успели свернуть до образования пробок на Горьковское шоссе. К северо-востоку от Москвы, на Нижний Новгород, Казань.

Названия, как музыка летели навстречу – Покров, Богослов, Юрьевец. Русь ещё сохранилась здесь в топонимике. Да в умирающих покосившихся деревянных избушках с наличниками, к которым почти вплотную примкнула вечно гудящая, несущаяся двумя непрерывными потоками трасса.

На пути к Гороховцу – Владимир, один из древнейших русских городов. Не могли проехать мимо.

-2

Официальной датой основания города считается 1128 год, когда князь Владимир Мономах заложил здесь крепость, а ещё раньше, в 990 году, другой Владимир, Святославович, основал на этом месте город и назвал его своим именем. В дальнейшем обустраивал этот город внук Владимира Мономаха, Андрей Боголюбский.

Когда-то славный и богатый, Владимир многократно разорялся набегами татар, и после очередного опустошения — войском Мехмед-Гирея в 16 веке, так и не смог вернуть былого величия. В 19 веке это уже был небогатый провинциальный город.

Сегодня центр города с широкими площадями и грандиозными храмами величествен, но отойдёшь чуть в сторону, во дворы, а там пыльные перекошенные, обшарпанные дома, которые, кажется, готовы рассыпаться от лёгкого толчка. И, нелепая на фронтонах старинных зданий, реклама стильной одежды. Правда, микрорайон вполне приличный, и по городу ходят автобусы и троллейбусы. Есть несколько современных зданий и в центре, одно даже фешенебельное – гостиница, блистает новизной и чистотой, около неё, наверное, моют асфальт.

В центре — Успенский собор. Великолепный, огромный, белокаменный, с многочисленными золотыми главами. С богатой росписью внутри, иконами в драгоценных роскошных золотых ризах, с прекрасными иконостасами, с мощами святых в раках – святыня. И вдруг у входа старуха говорит: ваш билет. Её внимание отвлекает очередная толпа голоногих экскурсантов под предводительством громогласной гидши. Мы проходим без билетов. В храме за свечным ящиком женщины в платочках продают свечи и иконы, установлены ящики для пожертвований, пахнет ладаном. Не похоже на музей – зачем билеты?

Протискиваюсь сквозь наш и заграничный люд. Около подсвечников и икон суетятся бабушки, смотрят строго. К алтарю, где икона Богоматери пройти нельзя – пространство перегорожено бархатными перетяжками, как в метро. Просочилась в щель между стойкой от перетяжки и колонной и приложилась к иконе. Возвращаюсь, вижу: женщина со слезами обращается то к одной, то к другой бабушке и умоляет пропустить к иконе. Старушки неприступны. Смотрит за меня – как прошла? Протягивает руки и почти кричит: у меня ноги больные, я едва добралась сюда, можно мне иконе подойти?!

Говорю: да проходите, пожалуйста, икона для всех, чего вы проситесь? И отодвигаю стойку, освобождая проход.

Проходит, а на её лице: растерянность — простота решения привела её взволнованные чувства в ещё большее смятение. Помоги ей, Господи!

А что старушки? Ничего. Отвернулись.

У входа стояли группами иностранные туристы из разных стран. Их было много – старых и молодых. Умилилась, глядя, как в толпе одинаково кругленьких, загорелых, в коротких штанишках, иностранцев обоего пола, все женщины натянули на головы одинаковые панамки – готовились войти в храм.

-3
-4

Съели вкусное по-старинке местное мороженое и поняли, что в Гороховец не успеем – уже четыре часа. Тогда заглянем в Юрьев-Польский, почти по пути обратно.

Боголюбов

-5

А сначала заехали в Боголюбов, где над прудом возвышается белокаменный храм с синими куполами.

В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (эта икона называется Владимирской). Недалеко от Владимира лошади, везшие икону, остановились, как вкопанные. Князь попросил священника совершить молебен перед этой иконой, и сам стал молиться. И увидел Пресвятую Богородицу со свитком в правой руке. Она велела князю поставить бывший с ним Её образ оставить во Владимире, а на этом месте построить храм.

Князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а впоследствии здесь возник монастырь. Иконописцы написали образ Божией Матери так, как Её увидел князь: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Эта икона стала называться Боголюбской иконой Божией Матери, теперь она — одна из древнейших чудотворных икон России (празднуется 18 июня). Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, и сам получил прозвище — Боголюбский.

Свято-Никольский женский монастырь

-6

За поворотом на Юрьев-Польский сразу по обе стороны от дороги развернулись знакомые ландшафты – холмистые просторы с яркой свежей зеленью июньских полей, рощами, перелесками, синими от неба озерцами и речушками, уютными издали сёлами. Всё, как сто и двести лет назад. Тот же первозданный покой, небо и солнце, пение птиц, тёплый ветер и безлюдье. Безлюдье на многие, многие километры.

Сначала решили заглянуть в Свято-Никольский женский монастырь вблизи Юрьева, проехали насквозь город, и направились по просёлочной дороге на видные издалека маковки.

-7

Село Новое, от храма идут монахини, один из их спутников приостановился и помахал нам. Останавливаюсь, он подходит, улыбается, здоровается, представляется – Владимир. Из ворот выходит священник, благословляет нас, его тоже зовут Владимиром.

Одна из монахинь – сестра Феодосия вызвалась провести экскурсию по монастырю.

Он был основан в 1350 году, неоднократно по разным причинам прекращал своё существование. Возрождён в очередной раз в 1995 году. Поначалу здесь существовала тайная женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым), умершем в1994 году.

В обители сегодня пять чудотворных икон Божией Матери, которые были перенесены в этот храм после закрытия окрестных храмов: Иверская — местная, два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская»

Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях:

«В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром».

-8

Икона «Всех Скорбящих Радость» (изображение в полный рост) принесена из уничтоженного села Некоморно. Там было такое чудо: слепой девочке трижды являлась Богородица, она велела девочке отыскать Свой образ, ополоснуть его, и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и обнаружили икону в мастерской — изображение почти пропало, её использовали в быту и даже прожгли: «ожёг» по сей день виден на образе. Когда водой с иконы умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители ребёнка сделали на неё дорогой оклад.

Еще одна икона «Всех Скорбящих Радость» — без оклада, в каноническом изображении. В старину, её, как особо чтимую в округе, часто возили по деревням.

Икона «Скоропослушница» — афонского письма (вероятно, из села Волствиново, в трёх километрах на северо-восток от села Новое.

Икона «Боголюбская» из села Симы — точная копия с чудотворного первообраза.

-9

Особо здесь почитаются иконы «Троеручица» из села Семьинское и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. Говорят, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, исходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от живых людей.

Нас пригласили на трапезу, по благословению игуменьи – схимомонахини Ольги. Потчевали гречневой кашей и свежим монастырским молоком – держат своих коров. Передали поминальные записки в Новый Иерусалим.

Юрьев-Польский и возвращение

-10

По Юрьеву-Польскому проехали, когда вечерело – старинный, красивый, но очень обветшалый город.

Отражается в пруде часовня Никитской церкви.

-11
-12

Михаило-Архангельский монастырь в центре города с мощными крепостными стенами, ворота уже закрыты. За ним – зарастающий пруд, ветхие деревянные строения, одуванчики.

-13

-14

Темнеет, возвращаемся. Дороги во Владимирской области ужасные — где-то у Кольчугино пробили колесо. Ночь. Наш с дочерью немой вопль о помощи с протянутой рукой у дороги остаётся безответным. Редкие встречные машины не останавливаются, не притормаживают, а стараются подальше и побыстрее объехать. Что делать? В поле, напротив дороги строение, похожее на ферму. Там горит фонарь. Подошли, злобно залаяла собака. Людей нет. Выше, на горе — деревня. Пришли. Стали стучать в калитки. Перебудили всех собак. Из трёх крайних домов никто не вышел, а из четвёртого, длинного, освещённого во все окна, вышел парнишка лет пятнадцати и сказал, что из взрослых дома одна бабушка. Мужиков в деревне нет, а дачников он не знает никого. Отправился вместе с нами будить дачников. Из одного аккуратненького домика вышла молодая женщина и шёпотом сказала, что муж спит. Может сосед поможет? Тут же из домика напротив выглянула девчонка, а за ней и сам сосед. Объясняемся. Идёт помогать. Поставленным голосом спрашивает: запаска есть? Инструмент?

Разглядываю его в темноте – осанистый, довольно высокий, волосы длинные, вьются. Одет в модное, но уже «огородное» пальто, с разорванным рукавом и такие же «огородные» ботинки с длинным мысом, похож на какого-то артиста. Парнишка идёт с нами, за околицей догоняет заспанный сосед. Через полчаса колесо поменяли. Благодарю – спасибо, добрые люди, спасли!!! Похожего на артиста зовут Владимиром, он весело говорит на прощанье: «Счастливо, девчонки, будьте осторожны».

фото автора