Эстония, Швеция и Финляндия проведут новое расследование причин крупнейшего кораблекрушения на Балтийском море в мирное время — катастрофы парома «Эстония» в 1994 году. В ходе расследования они должны установить, не стало ли причиной крушения столкновение с другим судном.
«Чтобы дать адекватную оценку повреждениям на борту парома, нужно провести подводные работы, — заявил руководитель эстонского Центра надзора за безопасностью Йенс Хауг. — По этому вопросу мы общались с финскими и шведскими коллегами, и мы абсолютно солидарны».
Специалисты трех стран проведут геологические исследования, гидролокацию, а также исследуют зону вокруг парома. Чтобы совершить все эти работы, необходимо внести изменения в подписанный ранее тремя странами договор, который запрещает тревожить покой погибших на пароме «Эстония».
«В Швеции мы уже начали анализ договора о покое захоронения, — говорит министр МВД Швеции Микаэль Дамберг. — Моя цель, чтобы в первой половине 2021 года в закон были внесены необходимые изменения».
Подозрения в адрес Швеции
В ноябре бывший государственный прокурор Эстонии Маргус Курм практически обвинил шведские власти в том, что они не позволили провести полное расследование обстоятельств крушения парома «Эстония» в 1994 году. Он считает, что отказ от расследования крупнейшего кораблекрушения на Балтийском море в мирное время мог произойти под давлением шведской армии или спецслужб.
Катастрофа парома «Эстония» произошла в ночь на 28 сентября 1994 года. Паром с 989 людьми на борту выполнял рейс Таллин-Стокгольм, но попал в шторм. Погибли 852 пассажира и члена экипажа, которые являлись гражданами 17 государств.
Официальной причиной катастрофы назвали конструктивные недостатки судна и тяжелые погодные условия. Но в сентябре 2020 года канал Discovery показал кадры, которые снял их робот-водолаз: в корпусе парома оказалась пробоина примерно 4 на 1,2 метра. Эксперты фильма предположили, что дыра появилась от столкновения с неким объектом, например, с подводной лодкой.
Оригинал этой записи размещен здесь