Найти тему
Идём до кИнца!

Мистические фильмы: магия, тёмная эстетика и фатализм. Часть 2

Оглавление

Снова здравствуйте, киноманы!

Сегодня я продолжаю разбор мистического кино и свою попытку систематизировать необъятный массив подобных фильмов. Напомню, что идея необходимости категоризации мистических фильмов возникла в связи с тем, что многие из них абсолютно друг на друга не похожи, не только содержательно (что вполне обычно), но и по эстетике, стилистике и идейной нагрузке.

Здесь преследуется как теоретический интерес, состоящий по сути в выявлении направлений киноискусства, так и чисто практический, поскольку наличие подобной системы могло бы значительно упростить составление подборок для личного просмотра и в принципе систему поиска сходных фильмов. Это очень важно, так как после просмотра хорошего кино часто хочется посмотреть ещё что-то такое же (по атмосфере, идее, стилю), но рекомендации поисковика, зачастую, обманывают ожидания зрителя. Эту проблему я и пытаюсь решить своими скромными усилиями.

Приятного прочтения!

Предлагаю начать с андеграунда, ставшего культовым! Это фильм "Ночь кометы" (1984).

Постер фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]
Постер фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]

Для начала, хотелось бы отметить, что важнейшая отличительная черта данной киноленты заключается в её "мультижанровости". Этот фильм сочетает в себе жанры хоррора (немного и триллера), романтического кино, драмы, комедии, научной фантастики, а также зомби-апокалипсиса и постапокалипсиса (хотя не все эти категории равноценны). И, что ещё интереснее, фильм, помимо того, что может быть отнесён к этим жанрам, содержит в себе также элементы пародии на все эти жанры, что наделяет его солидной долей иронии. Это кино насквозь пропитано духом восьмидесятых. Это сказывается на музыкальном сопровождении, постановке игры актёров и на многих других составляющих фильма.

Кадр из фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]
Кадр из фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]

А теперь вернёмся к главному. Где же я здесь нашёл мистику? Дело в том, что мистика здесь присутствует на грани с научной фантастикой. Большинство людей в фильме подверглось чудовищному эффекту, просто взглянув на пролетающую комету. Мотив необычного влияния небесных тел на человека (в том числе на психику, чем отчасти обусловлено появление зомби) вообще присущ магическому мировоззрению, а здесь он, к тому же, дополняется иррациональной причинно-следственной связью (также свойственной магизму), так как люди, лишь посмотрев на комету превратились в прах. Я считаю здесь намеренно не даётся пояснений, как и почему возможен такой эффект, с целью придать фильму апокалиптичный настрой, а апокалипсису - мистическую природу.

Постер фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]
Постер фильма "Ночь кометы" (1984) [источник - Яндекс.Картинки]

Кроме того, прах (красная пыль) формирует будто собственную атмосферу, рассеиваясь по воздуху. На мой взгляд, этот момент также необходимо интерпретировать как магизм, поскольку такое событие служит прекрасной иллюстрацией одного из принципов магизма - взаимосвязанности, органичности мира, так как в таком состоянии люди перестают миру себя противопоставлять, полностью ассимилируются в нём. Как вы уже догадались, я веду к тому, что "Ночь кометы" - это магический мистический фильм.

Вторая кинолента, которую я хотел бы сегодня разобрать - это "Адский бункер" (2007).

Постер фильма "Адский бункер" (2007) [источник - Яндекс.Картинки]
Постер фильма "Адский бункер" (2007) [источник - Яндекс.Картинки]

Этот фильм как и "На страже смерти" (2002), который обсуждали в предыдущей статье, можно отнести к жанру военной мистики, поскольку главными действующими лицами являются наёмники и военные. В то же время, в данной ленте причина сверхъестественного кроется в экспериментальной деятельности, то есть граничит с научной фантастикой, как и в фильме "Ночь кометы". Тем не менее, отнесение фильма к этим категориям ничего не говорит о форме и содержании мистики, которая в этом кино присутствует.

Промо фильма "Адский бункер" (2007) [источник - Яндекс.Картинки]
Промо фильма "Адский бункер" (2007) [источник - Яндекс.Картинки]

По сюжету отряд наёмников находит бункер, в котором они сталкиваются со сверхъестественной силой, а конкретнее - с солдатами СС, над которыми был проведён эксперимент по "дематериализации" для получения сверхчеловека. В общем, эта история схожа с рассказанной в фильме "На страже смерти" и здесь также этот отряд наёмников - не единственный, попавший в ловушку этого проклятого места. Таким образом, благодаря сюжету, развитию повествования с очень размеренным саспенсом и грамотно распределёнными по фильму хоррор-элементами данное кинополотно с лёгкостью может быть отнесено к фаталистичной мистике. Но фатализм здесь означает уже не самоубийственность войны (как было в "На страже смерти"), а бескомпромиссность сверхчеловечества, пусть и локального. Но на этом мистичность в фильме не ограничивается.

Я думаю, в данной ленте содержится и другая форма мистического - "тёмная эстетика". Под этим термином я понимаю мистику, состоящую в эстетизации потустороннего зла, причём не только самой этой силы, но и её атрибутов, таких как мрачность, депрессивность и страх, проявляющиеся в персонажах. Я считаю, что в данном фильме такое вполне себе присутствует и практически весь хоррор, не считая скримеров, построен именно на тёмной эстетике. В данном случае её источником большую часть хронометража является командир отряда СС. Через наблюдение за его поведением зритель вместе с персонажами постепенно погружается в глубины ужаса и безысходности, о которых фильм и повествует. Я думаю, в данной работе присутствует органичное сочетание сразу двух вариантов мистики - фаталистичной и основанной на тёмной эстетике, так что этот фильм - своеобразный гибрид.

В завершение, я уделю внимание фильму "Суспирия"(2018), который является вольным ремейком одноимённого фильма 1977 года, разобранного в предыдущей статье (см. Часть1).

Постер фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]
Постер фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]

В фильме 2018 года магизм практически полностью удалён. Все декорации серые и не играют никакой роли в развитии мистического компонента фильма. Несмотря на это, локации всё равно подобраны атмосферные, фильм благодаря ним становится похож на некоторые работы европейского авторского кино (из современных похоже на фильмы Роя Андерссона). В данном фильме, как и в оригинале, ведьмы владеют балетной школой, куда и попадает талантливая главная героиня. На танцах и балетных выступлениях в этом фильме значительно больше фокусируется внимание, чем в оригинальном и, я думаю, это неспроста. Искусство танца здесь играет значительную роль в эстетизации злой силы, представленной собственно ведьмами, таким образом мистическая часть картины во многом может быть отнесена к группе мистики, основанной на тёмной эстетике.

Промо фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]
Промо фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]

Персонажей, представляющих злые силы здесь достаточно много, и система взаимодействия этих персонажей довольно запутана, из-за чего зло деперсонифицируется и становится каким-то абстрактным, перестаёт быть приуроченным к конкретным действующим лицам. Поэтому нельзя сказать, что тут имеет место классическое (разобрано в Части 4) противостояние антагониста-представителя сил зла и протагониста. Также хочется отметить, что одержимость и транс, которую испытывают некоторые персонажи в фильме аналогично можно расценить как проявления тёмной эстетики. "Суспирия" 2018 года - фильм богатый на образы, особенно интересны те, которые отсылают к реальным трудностям профессионального бальных танцев, но в ленте показаны через мистические хоррор-сцены. Так, случается, что персонажи, под действием потусторонней силы получают переломы и вывихи конечностей, а это отсылает к настоящим травмам, которые могут быть получены при профессиональных занятиях балетом.

Кадр из фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]
Кадр из фильма "Суспирия" (2018) [источник - Яндекс.Картинки]

Впрочем, я считаю, что в этом фильме есть и вторая мистическая линия, которая также связана с танцами. Судя по мимике и поведению персонажей в сценах танцев, я делаю вывод, что и тане сам по себе служит источником мистического опыта и вводит в своеобразный транс танцующих (что не редкость и в реальной жизни). Таким образом, вторую линию мистики я бы отнёс к мистическому опыту, спровоцированному обыденными вещами (также обсуждалось в части 1).

Но и на этом я не остановлюсь, так как считаю, что в этом фильме есть и элементы потустороннего, связанные с проведением конкретных обрядов, что содержится в финале картины. Этот тип мистического опыта как раз призван заполнить один из пробелов в прошлом варианте классификации.

Представляю вашему вниманию схему, к которой мне удалось прийти после продолжения анализа мистических фильмов. Она оказалась сложнее, чем предполагалось, поскольку даже при поверхностном отборе фильмов в них могут сочетаться разные мистические элементы (в том числе идейно разные).

Классификация мистического кино. Вариант 2.
Классификация мистического кино. Вариант 2.

Надеюсь, эта статья вам понравилась, спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, а в комментариях пишите ваше мнение по поводу такой классификации, советуйте мистические фильмы.

Предыдущую статью можно прочитать здесь.