Найти в Дзене
UrbanDzen

Трамвай в "Южные ворота". Как можно сделать?

Всем привет. Помните, как я неоднократно упоминал идею трамвайной ветки в "Южные ворота" (микрорайон в Томске) здесь и здесь. В этой же статье я расскажу поподробнее, задену все основные аспекты данного проекта, который способен решить транспортную проблему.

Проблема

Южные ворота - это огромный микрорайон под Томском с планируемым населением в 30 тысяч человек. Помимо того, что этот микрорайон представляет собой зрелище из многоэтажек в чистом поле, так и находится он за ЖД линией, через которую есть лишь два переезда, которые и так были загружены полностью ещё до появления нового района.

А если вам всё же получится проехать через переезд, то не спешите радоваться - вас ждёт Транспортное кольцо, стоящее в пробках.

И ведь никто не хочет прекратить строить там всякое безобразие, напротив, уже есть проекты "Южные ворота 2.0", а также проект ещё одного "классного" микрорайона. Короче, ожидается на юго-востоке Томска транспортный ад.

Нельзя сказать, что с этим ничего не делают. Строят развязку под ЖД линией, которую должны сдать в 2021 году, изменили схему движения у Мокрушинского переезда, расширили Богашёвский тракт, планируют строить развязку на Транспортном кольце (однако то, что предложили, вызывает массу сомнений в её эффективности).

Но все эти мероприятия по факту не решают проблему вывоза людей в центр города, ведь развязывание одних проблемных узлов приведёт к появлению других. Улично-дорожная сеть города не справляется с той нагрузкой, которая есть сегодня, и уж тем более не будет справляться с нагрузкой, когда данные точки просто перестанут сдерживать автомобильный поток.

-3

К тому же стоимость как существующих мероприятий, так и будущих очень высока. Например, стоимость одной развязки на 76 км составляет 1,8 млрд рублей.

Так что нужно искать решение проблемы. И чем скорее, тем лучше.

Почему трамвай?

Давайте сформулируем задачу, которая стоит перед нами: перевезти жителей южных окраин города быстро и без пробок.

Способы, предполагающие постройку новых развязок и расширения дорог, нам не подходят. Почему? Потому что:

  1. дорого
  2. неэффективно

Да, они повысят пропускную способность, но только данного узла. Следующие перекрёстки не станут пропускать больше машин. А если построим развязки там, то поток переедет на следующие перекрёстки. Не говоря уже о том, что далеко не везде возможно сделать (привет, центр города), а также потребует много средств (смотреть пункт 1).

Давайте рассмотрим другие варианты.

Если мы не можем расширить улично-дорожную сеть (по объективным причинам), значит нужно сделать так, чтобы один квадратный метр УДС мог перевозить больше людей. Как можно это сделать? Использовать более эффективные виды транспорта. Что эффективнее личного транспорта справляется с проблемой мобильности? Общественный транспорт.

А какой вид наземного общественного транспорта самый эффективный? Трамвай. К тому же здесь его можно проложить отдельно от проезжей части и под него практически не потребуется сужать проезжую часть (аргумент "всё встанет" отлетает сразу).

Так что трамвай - обособленный от иного движения транспорт, способный перевозить до 15-22 тысяч человек за час, хорошо подходит на данную роль.

Трассировка

Итак, переходим к самому проекту.

Как могут проходить пути? Вопрос, на самом деле, непростой, и осложняется он ЖД линией.

Вариант вести через переезды отметается, так как нам придётся строить путепровод/тоннель для того, чтобы провести трамвайные пути через железную дорогу, что сильно увеличит смету проекта.

И что, никакого решения нет? Есть, это развязка на 76 км. Большая часть работ там уже выполнена, и в 2021 году она будет сдана в эксплуатацию. Так что у нас есть реальное решение провести линию через тоннель на 76 километре Богашёвского тракта.

Длина ветки от площади Южной до мкр. Южные ворота составит 4 км (в двухпутном исчислении)
Длина ветки от площади Южной до мкр. Южные ворота составит 4 км (в двухпутном исчислении)

А теперь посмотрим на отдельные моменты трассировки линии.

Начинается наша линия с кольца на площади Южной. Трамвай пересекает проезжую часть и затем идёт вдоль ЖД линии. Перекрёсток будет регулироваться с помощью умных трамвайных светофоров, которые будут включать зелёный сигнал для трамвая только при его наличии (на 20 секунд) или во время перекрытия железнодорожного переезда. Учитывая, что в часы пик трамваи будут курсировать со средней частотой не более 3-3,5 минут, то пересечение не будет сильно усложнять ситуацию для автомобильного трафика.
Начинается наша линия с кольца на площади Южной. Трамвай пересекает проезжую часть и затем идёт вдоль ЖД линии. Перекрёсток будет регулироваться с помощью умных трамвайных светофоров, которые будут включать зелёный сигнал для трамвая только при его наличии (на 20 секунд) или во время перекрытия железнодорожного переезда. Учитывая, что в часы пик трамваи будут курсировать со средней частотой не более 3-3,5 минут, то пересечение не будет сильно усложнять ситуацию для автомобильного трафика.
Дальше пути идут вдоль железной дороги, затем выходят ближе к Богашевскому тракту и идут прямо до самой развязки.
Дальше пути идут вдоль железной дороги, затем выходят ближе к Богашевскому тракту и идут прямо до самой развязки.
На развязке трамвайные пути спускаются вниз к тоннелю и выходят на центр проезжей части. Для выравнивания полосности (ведь число полос в тоннеле уменьшится с четырёх до двух) будет создана разделительная полоса
На развязке трамвайные пути спускаются вниз к тоннелю и выходят на центр проезжей части. Для выравнивания полосности (ведь число полос в тоннеле уменьшится с четырёх до двух) будет создана разделительная полоса
Так будет происходить заход в тоннель. На пересечении будут стоять умные светофоры. Трамвайная фаза здесь будет составлять 15 секунд.
Так будет происходить заход в тоннель. На пересечении будут стоять умные светофоры. Трамвайная фаза здесь будет составлять 15 секунд.
В тоннеле останется две полосы для автомобилей вместо четырёх. Что касается высоты тоннеля, то она составляет 5,4 метра, что позволяет запустить трамвай.
В тоннеле останется две полосы для автомобилей вместо четырёх. Что касается высоты тоннеля, то она составляет 5,4 метра, что позволяет запустить трамвай.
Всего на линии будет две остановки: мкр. Добрый и мкр. Южные ворота
Всего на линии будет две остановки: мкр. Добрый и мкр. Южные ворота
В микрорайоне Южные ворота будет построено разворотное кольцо. Располагаться будет на месте пустыря на пересечении Степановской/Континентальной улиц.
В микрорайоне Южные ворота будет построено разворотное кольцо. Располагаться будет на месте пустыря на пересечении Степановской/Континентальной улиц.

Время в пути: линия позволит жителям микрорайона доезжать до площади Южной за 10 минут.

Маршруты

Предлагаем продлить до "Южных ворот" два маршрута: №2 и 5.

Красным - №2, синим - №5
Красным - №2, синим - №5

Для нормального функционирования этих маршрутов необходимо 20 трамваев, которые можно будет найти за счёт закрытия трамвая №4 и увеличения выпуска на 11 единиц - до 41-45 единиц в будни (30-34 сегодня).

-14

Стоимость: на строительство линии понадобится примерно 1 миллиард рублей.

Возможные источники финансирования

1. Предлагаем заключить государственно-частное партнёрство с компанией-застройщиком ТДСК, которая в обмен на инвестиции в проект трамвайной линии получает право на 80% выручки в течение 5 лет с трамвайных маршрутов №2 и 5.

Это позволит инвестору окупить примерно 30-50% расходов за счёт прямой выручки с данных маршрутов. Кроме того, стоимость недвижимости в микрорайоне Южные ворота увеличится на 5-10% благодаря улучшению транспортной доступности, что позволит инвестору в худшем случае практически полностью окупить проект, а при успехе мероприятия заработать 150-200% от суммы инвестиций.

2. Попросить у федеральных властей.

Этот проект можно продавить по любой федеральной программе. Например, по нацпроекту "Экология": новая трамвайная линия сможет обеспечить жителей района экологичным видом транспорта, увеличит количество поездок на электротранспорте, многие жители пересядут с автомобилей на трамваи, что положительно скажется на экологии.

Пример: газомоторные автобусы, трамваи и троллейбусы покупают по федеральному проекту "Чистый воздух" в Новокузнецке, Челябинске, Чите и других городах.

-15

Или по нацпроекту "Жилье и городская среда": трамвайная линия улучшит транспортную доступность микрорайона, что повысит качество жизни в микрорайоне, станет драйвером для развития юго-востока Томска и создания новых районов (я привожу примеры для аргументов).

Или попросить напрямую. Главное, чтобы проект продвигался настойчиво, чтобы использовались все возможные инструменты.

3. Внебюджетные средства, за счёт регионального бюджета, а также иные возможные источники финансирования.

Перспективы

Данную трамвайную ветку можно будет в перспективе продлить вглубь района до "Южных ворот-2", а также решить проблему жителей Мокрушина, сделав ветку до площади Кукина.

Пунктиром - перспектива
Пунктиром - перспектива

Вот такая идея, которая может улучшить жизнь многих горожан.