Найти тему
Дневник М и Ко

Школа потеряла учителя

А как будет правильно сказать - потеряла или избавилась? А вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда учителя увольняют? По разным причинам, например, не может научить детей, опохмеляется по утрам, ведет себя не очень достойно.

Я с такими увольнениями не сталкивался, хотя учителя были всякие. Кто-то действительно злоупотреблял алкоголем, кто-то вообще не имел педагогического образования, кто-то не мог найти общий язык с учениками. Но ни разу не было такого, типа:

- Итак, Зинаида Марковна, мы приняли решение уволить вас. Причины вы знаете.

- Да не больно мне и хотелось в вашей школе работать!

Не такая уж эта профессия престижная, что по первому свисту прибежит новенький учитель (пусть даже без пробега). И со второго свиста никто не прибежит. Да можно хоть до посинения усвистеться, но в некоторые школы даже за миллион эскимо никто не придет чисто "хотя бы попробую".

Но в Интернете много историй на тему того, почему увольняют учителей. Смотришь - там учительницу уволили, того учителя убрали, вон ту учительницу попросили.

И всякий раз после таких увольнений общество почему-то встает на защиту учителя. И вот тут уже говорят - "школа потеряла учителя".

Но школа может потерять учителя по тихому и незаметно, что никто не узнает. Всем будет казаться, что учитель сам ушел из-за низкой зарплаты или просто решил сменить место работы.

Согласитесь, при наличии достойной оплаты труда, комфортной среды работы, дружеского взаимоотношения в коллективе вряд ли какой учитель вот так в раз может взять и уйти. На то должны быть очень серьезные причины.

И вот бывает такая ситуация - работает пять, десять, пятнадцать лет, и уходит. А почему?

Может быть ждал, что будут какие-то перемены, а потому надеялся и работал. А может быть коллектив ополчился против (в женском коллективе это норма). А может быть начались "наезды" со стороны родителей (в современной школе это тоже норма).

И учитель уходит по своему желанию, а вернее сказать - бежит подальше от школы и проблем.

Я уже давно замечаю, что как-то исчезла фраза - "Я вас уволю!". Я нисколько не ошибусь, если скажу, что добрая половина учителей не боится увольнения. Ну, а чего - чего-то существенного они не потеряют, а на крайний случай можно устроиться на работу в другую школу или вообще пойти в репетиторы (благо у нас сейчас в образовании созданы идеальные условиях для этого, ибо принцип "натаскивания" реализуется на 100 процентов).

И те, кто может уволить, лишний раз фразой раскидываться не будут, так как поиск нового педагога это как за подснежниками в декабре отправиться. По крайней мере такая ситуация в нашем регионе, где конкретный дефицит учительских кадров (хотя есть свои кузницы).

Тут ведь, конечно, можно рассуждать так - а зачем вообще работать на 100 процентов, вкладывать силу и душу, если можно чуть (или не чуть) сбавить темпы и работать по принципу "и так сойдет"? А еще можно найти такой аргумент - мне платят лишь треть от средней зарплаты по стране, вот на треть и буду работать. А чего - нормальное рассуждение, никто же не уволит.

Конечно, так мало кто рассуждает, поскольку педагог это не та профессия, где можно работать меньше, чем на 100 процентов. Чуть сбавил темп и всё - там опоздал, здесь не успел, тому не научил, вот здесь упустил из виду.

И в итоге школа превращается в такой механизм, где потеря даже одного маленького, но важного винтика может привести к потере работоспособности целого механизма.

К чему я это всё веду - если вдруг употребляют фразу "школа потеряла учителя" (в смысле, с ним все нормально, но в школе он больше не работает), то это означает, что всё к тому и шло, создавались оптимальные условия для потери.

И не надо потом включать режим Людвига Аристарховича и задавать риторический вопрос "А почему же он ушел?", а лучше поискать корень зла там, где меньше всего ожидаешь его найти.