Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Хитрые трюки. Caravan - ''Cunning Stunts'', 1975

У меня постепенно складывается впечатление, что 1975 год стал переломным в истории прогрессивной рок-музыки. Почти повсеместно наметилось упрощение музыкального материала, и ориентация на слегка американизированный вариант поп-рокового звучания. Конечно, это не произошло одновременно со всеми группами, игравшими тот или иной вариант прог-рока, но, как мне кажется, тенденция обозначилась в1975-м году, и дальше она только усиливалась. В качестве примера можно привести альбом Caravan - ''Cunning Stunts'', о котором мы и поговорим. В 1975 году Caravan совершил очередное концертное турне по США и Канаде, отзывы о котором были положительными. Конечно же, американский музыкальный рынок был несравненно больше английского, и музыканты не могли не учитывать вкусы тамошней публики, которые отличались большей простотой и усреднённостью, нежели вкусы соотечественников, да и европейские в целом. В результате, очередной, шестой студийный альбом обозначил отдаление Caravan от оригинального британского

У меня постепенно складывается впечатление, что 1975 год стал переломным в истории прогрессивной рок-музыки. Почти повсеместно наметилось упрощение музыкального материала, и ориентация на слегка американизированный вариант поп-рокового звучания. Конечно, это не произошло одновременно со всеми группами, игравшими тот или иной вариант прог-рока, но, как мне кажется, тенденция обозначилась в1975-м году, и дальше она только усиливалась. В качестве примера можно привести альбом Caravan - ''Cunning Stunts'', о котором мы и поговорим.

В 1975 году Caravan совершил очередное концертное турне по США и Канаде, отзывы о котором были положительными. Конечно же, американский музыкальный рынок был несравненно больше английского, и музыканты не могли не учитывать вкусы тамошней публики, которые отличались большей простотой и усреднённостью, нежели вкусы соотечественников, да и европейские в целом. В результате, очередной, шестой студийный альбом обозначил отдаление Caravan от оригинального британского стиля в сторону приглаженного американского подхода в аранжировках и продюсировании альбома.

На смену общей музыкальной концепции повлияла и смена состава: уставшего от гастролей отличного бас-гитариста и вокалиста Джона Перри заменил бывший участник группы Curved Air Майкл Уэджвуд, который спел в двух песнях на альбоме: образце поп-рока, соул-балладе "Lover", и фанк-роковую "Welcome the Day", где Уэджвуд поёт весьма похоже на Гленна Хьюза из Deep Purple. К сожалению, и "системообразующий" гитарист и вокалист Пай Хастингс поддался веяниям коммерциализации, и его три вещи тоже сделаны в поп-роковом ключе

Однако, поп-рок на ''Cunning Stunts'' получился вполне интеллигентный, деликатный, отлично сыгранный и аранжированный. Само собой, всё это по-прежнему разбавлено интересными инструментальными вставками. Кроме того, на альбоме присутствует и эпичное, 18-ти минутное произведение в шести частях, "Dabsong Conshirto", не дающее забыть, что мы, всё-таки, имеем дело с прог-роковой группой.

Альбом был записан с сентября по май 1975 года, и вышел на лейбле Decca 25 июля 1975. В том же году ''Cunning Stunts'' достиг 124-го места в чарте журнала Billboard (США), и 50-го места в чарте альбомов Великобритании. Между прочим, он был первым и единственным альбомом группы, попавшим в чарты одновременно и в США, и в Англии.

Пай Хастингс - электрическая и акустическая гитара, вокал.

Ричард Кулан - барабаны.

Дейв Синклер - клавишные.

Майк Веджвуд - бас-гитара, конги, вокал, струнная аранжировка на "Lover" и "No Backstage Pass".

Джеффри Ричардсон - альт, электрогитара, флейта, свисток.

Дополнительные музыканты:

Джимми Хастингс - аранжировка духовых инструментов, альт-саксофон, тенор-саксофон, кларнет.

1. "The Show of Our Lives" - композиция явно тяготеет к симфоническому прог-року. Этот медленный и величественный трек - настоящая жемчужина.

2. "Stuck in a Hole" - злые языки говорят, что эта песня подводит итог не только для группы Caravan того периода, но и для скучного коммерческого рок-звука середины 1970-х годов, образчик которого мы здесь слышим. В общем, это тот самый крен в сторону американизированного поп-рока, о котором я говорил в начале статьи.

3. "Lover" - поп-роковая баллада, немного в стиле The Beatles, под аккомпанемент струнной группы оркестра.

4. "No Backstage Pass" - первая "настоящая" композиция Caravan. В припеве есть немного "попсы", но это не настолько плохо, чтобы поставить под угрозу остальную часть песни.

5. "Welcome the Day" - зачем такая группа, как эта, пыталась сделать фанковую песню, почти в стиле диско? В целом, попытка была неудачной, отчасти потому, что припев слишком типичен для Caravan. С другой стороны, он частично спасает песню. Не то чтобы это было совсем плохо, но уж точно не то, что ищут в альбоме Caravan.

6. "Dabsong Conshirto":

- a) The Mad Dabsong

- b) Ben Karratt Rides Again

- c) Pro's and Con's

- d) Wraiks and Ladders

- e) Sneaking Out the Bare Quare

- f) All Sorts of Unmentionable Things - замечательная развёрнутая эпопея, украшение всего альбома Первые три части представляют собой три отдельных песни, которые переходят друг в друга, в то время как остальные являются чисто инструментальными.

7. "The Fear and Loathing in Tollington Park" - короткая инструментальная пьеса в стиле кантри.

Мнения ценителей Caravan по поводу альбома ''Cunning Stunts'' диаметрально противоположны. Одни воспринимают его чуть ли не лучшим в истории группы, поскольку звучание стало гладким, доступным и приятным для слуха. Другие считают его "началом конца" группы, поскольку было потеряно её непередаваемое, "фирменное" звучание. Я думаю, истина, как всегда, где-то рядом, но лично мне альбом, скорее, понравился.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Caravan вы можете прочитать у меня здесь:

''Caravan'', 1968

''If I Could Do It All Over Again, I'd Do It All Over You'', 1970

“In The Land Of Grey And Pink”, 1971

''Waterloo Lily'', 1972

"For Girls Who Grow Plump In The Night", 1973

''Blind Dog At St. Dunstans'', 1976

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

-4