Каждый предприниматель знаком с ситуацией, когда возникает необходимость списать тот или иной товар по разным причинам. Для определенных категорий товаров существуют свои способы списания, в которых мы разберемся в этой статье, а также ответим на вопрос: как оформить списания в 1С.
В статье 268 Налогового Кодекса РФ определены 3 основных метода оценки приобретенных товаров:
- ФИФО – по стоимости первых по времени приобретения.
- По средней стоимости.
- По стоимости за единицу товара.
Разберем каждый метод отдельно.
Списание по ФИФО
Один артикул продукции приобретается партиями в разное время, при этом продажи и списания идут в той последовательности,
в какой они приобретались, что важно, если цена менялась. Соответственно, если товары были приобретены партиями, то сначала необходимо списать поступления из первой, а уж потом – из второй партии и т. д.
Давайте рассмотрим на примере поступления и списания крупы, чтобы было понятнее. Давайте рассчитаем стоимость товаров, которые были отпущены в производство учитывая то, что по рассматриваемому методу списания, нужно в первую очередь отправлять крупу, которая поступила раньше.
Первая партия списания 120 кг, учитываем ее по 30руб/кг и вычитаем с остатка на 10.2020. Расчет:
120*30 = 3600 руб.
Вторая партия списания 260 кг, часть учитываем по 30 руб/кг, а часть по 32 руб/кг.
Рассчитаем сначала остаток крупы на 10.2020:
300-120=180.
Теперь рассчитаем стоимость этого списания:
180*30+(260-180)*32=7960руб.
Чтобы рассчитать сумму полного списания за ноябрь, нужно сложить стоимость всех списаний:
3600+7960=11560руб.
В таблице это будет выглядеть так:
Списание по средней стоимости
Используется, когда нужно списать группу или отдельный вид товара. В этом случае стоимость списания не будет зависеть от изменения закупочных цен. Чаще всего налоговые именно этот метод воспринимают наиболее беспроблемно.
Определение стоимости товаров, списываемых в расходы, происходит в 2 этапа;
1. Вычисляем среднюю стоимость единицы товара по формуле:
Стоимость остатков товаров на начало месяца
+
Стоимость всех поступивших товаров в течение месяца
=
сумма А
➖➖➖➖
Количество всех товаров на складе на начало месяца
+
Количество всех поступивших товаров в течение месяца
=
сумма B
➖➖➖➖
Сумму А делим на сумму B и получаем среднюю стоимость одного товарного вида.
2. Второй этап – это расчет стоимости уже реализованных товаров, которые и включают в расходы. Количество всех реализованных товаров нужно умножить на полученную на первом этапе стоимость за единицу товара.
Списание по стоимости за каждую единицу
Это обязательный метод списания при условии наличия уникальных товаров и когда необходим особый учет для драгоценных камней, металлов и т. д. А также при списании продукции, которая хранится в небольшом ассортименте.
Способ списания по этому методу простой: стоимость списания в расход каждой единицы товара идентична стоимости приобретения.
Каждый из указанных методов списания удобен для одних и неудобен для других целей. Если разобраться в каждом основательно, можно выгодно уменьшать стоимость списания реализованных товаров.
Теперь разберемся с тем, как оформлять списания в программе 1С.
Списываем товар в 1С
Есть два способа оформления списания:
- Вручную – отдельным документом.
- Автоматически – на основании инвентаризации.
Каждым из способов можно создать списания. Разница только в том, как проходит процесс.
Добавление списания вручную предполагает заполнение документа всей необходимой информацией. А вот автоматический метод требует более детального разбора:
- Вначале нужно открыть вкладку «Склад» и выбрать пункт «Инвентаризация товаров». Нажимаем «Создать», видим пустую форму.
- Формируем документ «Инвентаризация товаров» и на его основании получаем возможность создать 2 документа: «Оприходование запасов», «Списание товаров».
- Заполнять документ можно по ответственному лицу или по складу. Рассмотрим заполнение на примере выбора заполнения по складу.
- Выбираем товар для списания через кнопку «Добавить», добавляем каждую номенклатуру товара отдельно. Этот способ удобен, если планируется списать небольшое количество товаров.
- Если в планах сделать инвентаризацию по всему складу, то нужно использовать другой способ. Выбираем кнопку «Заполнить», затем пункт «Заполнить по остаткам на складе». Программа сама сформирует документ со всеми текущими остатками по складу. В документе Вы увидите равные числа в колонках фактического и учетного количества. А в колонке «Отклонение» показатель будет нулевой.
- Распечатайте документ и отдайте его на склад для проведения фактической инвентаризации товаров. После этого правильные данные нужно занести в колонку «Количество Фактическое». Программа сразу вычислит соответствующее отклонение.
- Не забудьте заполнить еще две важные вкладки в документе: «Инвентаризационная комиссия» и «Проведение инвентаризации».
Переходим к списанию недостающих товаров, которые были выявлены при инвентаризации. Выбираем «Списание товаров». Открывается новая, уже заполненная форма. Никаких изменений в ней совершать не требуется, просто нажмите кнопку «Провести и закрыть».
Очевидно, что правильное списание товаров в программе 1С зависит от того, как будет проведена фактическая инвентаризация и как верно будет заполнен документ в облаке 1С. По любым вопросам с 1С Вам помогут специалисты по автоматизации бизнеса.
Была ли эта статья полезной и с какими сложностями Вы сталкивались при списании?
Возможно, Вас заинтересуют и другие наши статьи на тему торговли:
🌐Особая национальная система прослеживаемости товаров. Что нужно знать бухгалтеру в 2021 году?
🌐Учимся управлять выбором покупателей с помощью скидок
🌐Увеличение торговой площади, учет взносов и другие изменения в ПСН с 2021 года
🌐Как выбрать денежный ящик и сканер штрихкодов для магазина накануне 2021 года?